Выпускает ли кастрол вариаторное масло

Стоит ли использовать масло Castrol для DSG?

Фирма Castrol обладает головным заводом по производству смазок, который затерян в глубине лабиринтов гамбургского порта, обладает площадью не больше чем пара футбольных полей. Однако здесь помимо прочего еще и уместился научный центр по разработке трансмиссионки.

Чем Castrol отличается от Mobil, Zik

Фирма Castrol является одним из главнейших мировых лидеров в мире производителей смазочных материалов. В список его продукции входят моторные и трансмиссионные масла, и другие специальные продукты.Представьте такую картину — в распоряжении фирмы сотни хранилищ, тысячи и тысячи километров труб, башни ректификационных колонн уходящие под облака, свой внутренний автотранспорт и порт...Однако, ничего из вышеперечисленного здесь нет — в отличие от, скажем, от исполинского завода Mobil, который во французском городе Нотр-Дам-де-Граваншоне. Даже большой полноценный склад своей готовой продукции в Гамбурге отсутствует! Вместо него лишь небольшой перевалочный буферный пункт. Однако будучи в двести раз меньше по площади, чем «француз» Мобайл, немецкий Кастрол по производству масла только в два раза меньше, а точнее, выпускает более двести миллионов литров в год.

Особенности производства Castrol

И в чём же кроется «подвох»? Во-первых, в том, что кастроловцы не занимаются переработкой нефти на головном заводе — здесь лишь смешивают масла. Во-вторых, то что кастроловцы по соседству с гамбургским портом, так это помогает — завод, умудряясь обходиться без «стратегических» запасов, периодически пополняет свои небольшие объёмы ингредиентов и другого сырья, максимум на пару дней работы, далее оперативно и сглажено отгружает готовую продукцию. Если партии моторных и трансмиссионок небольшие, то они смешиваются в одиннадцати блендерах. А когда их количество побольше, то тогда in-line, непосредственно в специальных трубах. Здесь абсолютно полная автоматизация: операторы — несколько человек, кликают компьютерными мышками и следят за смешением масел. И, в отличие, к примеру, от корейского завода Zik, что находится в Ульсане, ни на одной из линий розлива не видно людей, а их девять.

Четверть всей производимой продукции — трансмиссионные масла, причём синтетику для трансмиссий Кастрол только здесь делает. Эти масла разрабатывают здесь же, в трехэтажном... даже не в доме, а пристройке. Там трудятся 60 специалистов. Там находятся инструментарий, состоящий из сотни склянок, вискозиметров для слежения и измерения вязкости, газовых хроматографов для анализа состава и инфракрасных спектрометров... Далее, при помощи необходимой аппаратуры проверяют масла на пенообразование, на других устройств его умение защищать от ржавчины и собственную агрессивность по отношению к металлам и резиновым уплотнениям и другим деталям. Ингредиенты будущей продукции поставляют беспрерывно.

Как тестирую масла Кастрол

А вместо моторов и самих автомобилей на беговых барабанах находятся лишь специальные стенды. На одних днями напролет, с разными скоростями и нагрузками приводятся в действие подшипники, имитируя реальные условия, «изображая» пробеги в 150–250 тыс. километров, на других — шестерни с самими разнообразными видами зубьев. Здесь существует и четырехшариковые устройства трибологического типа для вычисления нагрузки сваривания, специальные установки (отдельные ), внутри которого синхронизаторы безостановочно включаются и выключаются по сто тысяч раз в течение неделю, стенды для испытания многодисковых сцеплений, действие и свойства масла в которых проверяется при «морозах» до — 40°С.

И завершает картину рентгеновская установка, которая выявляет в масле продукты износа.

Масло, как трансмиссионное , так и моторное, состоит из базы (которую получают теми же гидрокрекинговыми или синтетическими маслами), и комплекта присадок от таких известных поставщиков. как Infineum, Lubrizol, или Oronite. Однако, трансмиссионка, по сравнению с моторными маслами, трудится просто в тепличных условиях — здесь контакт с топливом и продуктами горения отсутствует, значительно ниже рабочие температуры, отличная циркуляция и т.д.

Кастрол для механической коробки передач

Маслам проще всего работается в механических коробках передач. Достаточно им лишь защищать шестерни и подшипники от нагрузок, износа, питтинга (то есть от локального выкрашивания) и задиров, не мешать, а может и помочь работе синхронизаторов, не портиться от прямого попадания в нём воды (естественно, в пределах разумного). Так же, хорошее масло при его редкой периодичности замены должно как можно дольше не поддаваться окислению. Была история с МКПП первых вазовских переднеприводников — в них поначалу заливались и вполне успешно работали обычные моторные масла!

Кастрол для автоматической коробки

Сделать масла для АКПП чуть сложнее: дело в том, что там трансмиссионная жидкость помимо своих главных функций, ещё выполняет и роль передатчика энергии в гидротрансформаторе, и в силу этого должна обладать подходящими «сцепными» свойствами! У «автоматических» масел другого типа — для вариаторов, существуют свои тонкости: это те же «автоматические» жидкости, однако с более навороченными и «умными» модификаторами трения в пакете присадок. Ибо вариаторным маслам постоянно приходится решать две практически взаимоисключающие задачи: во-первых, не допускать проскальзывания ремня, или цепи в зависимости от типа, и, во-вторых, при этом умудряться не только просто смазывать, но и защищать поверхности рабочих шкивов от износа.

DQ200 — масло для роботизированных коробок (DSG)

Однако инженерам труднее всего придумать и «готовить» масло для последнего писка моды в мире трансмиссий — коробок передач роботизированного типа с мокрыми сцеплениями (всё чаще и чаще там не одно, а пара сцеплений). Дело в том, что масло должно сочетать в себе одновременно свойства трансмиссионок и для ручной коробки, и для АКПП, причём усиленные многократно. Представьте для наглядности, что нужно пальцем провести со скоростью сто км/ч и нажимом в тридцать кг по подошве утюга раскаленного до трехсот °С! Именно в подобных условиях и работает при смыкании пакет сцеплений.

А вот «роботы» с сухими сцеплениями совсем другое дело. Фрикционы там отсутствуют, а редукторная часть от обычной «механики» мало в чём отличается... И в связи с этим можно применить масло похожей субстанции. На этом и «погорела» идея Фольксваген со своей мегасовременной семиступенчатой коробкой передач преселективного типа DSG серии DQ200.

Абсолютно новое масло для коробки DQ200 почему-то разрабатывать не стали, которая появилась в начале 2008 года. Для неё фольксвагеновцы решили использовать обычную трансмиссионную синтетику, которая была сделана на основе полиальфаолефинов из имеющихся на тот момент в арсенале продуктов Кастрол. А спустя несколько лет эксплуатации машин с ДиЭсДжи, вдруг оказалось, что в условиях стран с жарким и влажным климатом, масло могла просочиться через уплотнения внутрь блока мехатроники, где применена рабочая жидкость совсем иной консистенции (почти как в АКПП). И отложения сульфида меди, которые из-за реакции серосодержащих присадок агрессивного типа с токопроводящими дорожками могли вызывать короткое замыкание! При этом «робот» переключался в аварийный режим, «отпуская педаль» обоих сцеплений, и лишив при этом ведущие колеса связи с мотором.

Проблемы с эксплуатацией DSG

В итоге Фольксваген был вынужден организовать едва ли не самую крупную в своей истории отзывную кампанию для 1 миллиона 600 тысяч автомобилей не только Volkswagen, но и Audi, Skoda и Seat с коробкой серии DQ200, уже проданных по всей планете! В России эта акция начали с начала весны 2014 года. В коробки таких машин, как и всем автомобилям, сходящим с конвейера с начала этого года, взамен синтетики в DSG заливают гидрокрекинговую минералку Кастрол. Однако тоже не специальную, а опять же, из имеющегося ассортимента! Это пожарная мера, вынужденный ход. За это время в гамбургской лаборатории всего то успели выяснить и убедиться, что действие пакета присадок минералки VW G 052 512 является менее агрессивным, — и срочно взялись, наконец-то, за разработку специальной DSG-синтетики с нуля. Проблема ситуации в том, трансмиссионщикам может потребоваться несколько лет (реалестичные сроки четыре-пять лет), чтобы разработать новое не «глюченное» масло!

Как часто менять масло в ДСГ или оно вечное?

Ну а пока «счастливым» владельцам авто с ДиЭсДжи ДиКью200 придется набраться терпением и... заводским инструкциям НЕ ВЕРИТЬ! Согласно которым в механической начинке DSG масло является «вечным», и не требует замены в течение всей эксплуатации КПП. Ведь «минералка» окислению гораздо хуже сопротивляется и его придется обновлять время от времени. И как же часто? Как говорят специалисты лаборатории Castrol, срок службы их минералки составляет 80–90 тыс. километров пробега.

О диселениде (TiSe2)

Я участвую при на трек-днях и гоняю на своём родстере Mazda МХ-5, говорит «пользователь» Castrol — журналист, и в связи с этим решил заливать в мотор синтетику Edge FST от Castrol. Масло не является «спонсорским» — я приобрёл канистру в супермаркете. В течение трёх гонок чемпионата MaxPowerCars хотя и оно успело потемнеть, но тест он всё же прошёл — ибо капельная проба на салфетке и кристальная чистота под клапанной крышкой говорят, что оно еще немало может поработать.

А сейчас Castrol разработал и выпустил новый продукт серии Edge FST — Titanium.

Автопроизводители от нас требуют снижать внутреннее трение в двигателях, поясняет мне Пол Бисли — главный босс европейского подразделения фирмы Castrol. В новый пакет присадок были включены титанистые соединения, благодаря этому потери на трение уменьшились на 15 %.

Присадки противозадирного и противоизносного типа на основе диселенида (TiSe2) и других соединений титана «масляными» магнатами используются давно. Тогда почему же в Кастроле решили только сейчас ими воспользоваться? Мол, потому, что другие возможности по снижению трения за счет масла если не исчерпаны, то близки к этому.

Это всё конечно звучит интересно, но существуют ли побочные эффекты? По утверждению Бисли, их нет, так как вероятность разрушения масляной плёнки уменьшается на 45 % благодаря применению соединений титана. Нам остаётся только проверить Титаниум на деле: надо обязательно залить в двигатель. Конечно, если пойдёт в продажу.