Вариатор уоз принцип работы
Транскрипт
1 МИКРОПРОЦЕССОРНЫЙ ВАРИАТОР УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ 60-2.RU MODEL1 ТЕХНИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО v.1.7
3 1. МИКРОПРОЦЕССОРНЫЙ ВАРИАТОР УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ — ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН. Как известно, октановое число пропанобутановой смеси, или сжиженного нефтяного газа (СНГ ) равно , метана, или компримированного природного газа (КПГ) равно 120, что гораздо выше, чем у бензина любой марки. Как показывает опыт, если в мотор, рассчитанный для работы на бензине марки АИ80, залить бензин марки АИ98 без соответствующих корректировок угла опережения зажигания, это приведёт к прогоранию выпускных клапанов и падению мощности двигателя, т.к. время горения 98-го бензина значительно больше и догорать этот бензин будет практически в выпускном коллекторе. То же самое происходит при эксплуатации машины на газовом топливе без соответствующих корректировок угла опережения зажигания. Кроме того, при такой эксплуатации, на инжекторных машинах повышенная температура выхлопных газов вызывает ускоренный выход из строя каталитического нейтрализатора. Соответственно, для компенсации повышенного времени горения газа, необходимо раньше его поджигать, т.е увеличивать угол опережения зажигания. Таким образом, газ будет успевать прогорать в цилиндре и часть теплоты сгорания газа, которая шла на нагревание клапанов и выжигание каталитического нейтрализатора, будет превращаться в механическую энергию вращения мотора. Само собой, КПД двигателя при этом возрастёт, что вызовет снижение расхода топлива и повышение мощности. Однако этот факт известен далеко не всем, потому что, как правило, газоустановщики не акцентируют внимание клиентов на теме зажигания. Если клиенту не хватает тяги, ему рекомендуют откорректировать карту газового впрыска (увеличить топливоподачу), что неизбежно приведёт к повышенному расходу топлива. Кроме того, как это ни парадоксально, некоторые считают, что «на газовом оборудовании четвёртого поколения газовый контроллер сам думает, как откорректировать зажигание...». Попробуем опровергнуть это мнение. Работа контроллера ГБО четвёртого поколения происходит очень просто — измеряется время открытия бензиновых форсунок, это время умножается на определённый коэффициент и результатом является время открытия газовых форсунок. Всё просто как 2×2! Функция газового компьютера — корректировать этот коэффициент в зависимости от температуры газа, давления газа, оборотов двигателя и т.д., добиваясь тем самым оптимального стехиометрического соотношения газовоздушной смеси. Других функций у газового компьютера нет, зажиганием он не управляет. Зажиганием управляет бензиновый контроллер, считая, что двигатель работает на бензине... И тут появляется главный аргумент ленивых газоустановщиков: «В современных инжекторных двигателях зажигание корректируется по датчику
4 детонации. На газе детонации нет, поэтому зажигание автоматически становится раньше.» На первый взгляд это действительно серьёзный логический довод, однако на практике сигнал с датчика детонации задействуется при использовании топлива с октановым числом ниже нормы, т.е. по сигналу с датчика детонации бензиновый блок управления двигателем может только позднить зажигание, а не делать его раньше! Иными словами, на газовом топливе зажигание будет как на хорошем 92-м или 95-м. Ну, в крайнем случае, как на 98-м... Итак, рассмотрим разницу в октановых числах бензинового топлива: 92-80= = =18 Принимая во внимание октановое число пропано-бутановой смеси = 110, находим разницу в октановых числах между газом и бензином: = = =18 Интересный получился результат для пропан-бутана! А для метана с октановым числом 120 результат получается ещё интереснее!!! Иными словами, при переоборудовании двигателя, рассчитанного на 98-й бензин, на пропан-бутан, мы получаем такую же разницу в октановых числах, как при использовании в моторе, рассчитанном на 80-й бензин, 92-го!!! Т.е. коррекция зажигания под газ на инжекторных двигателях так же необходима как и на карбюраторных! Причём, в идеальном случае корректировка должна происходить динамически при переключении на газ, зажигание моментально должно становиться более ранним. Именно эту функцию и выполняет вариатор 60-2.ru. Результатом применения вариатора 60-2.ru является: 1. Повышение приёмистости двигателя при ускорении 2. Снижение расхода топлива 3. Снижение риска «обратных хлопков». Кроме того, вариатор позволяет корректировать угол опережения зажигания и при работе на бензине как в сторону опережения, так и в сторону запаздывания. Это позволяет точно адаптировать зажигание двигателя при работе на бензине под качество бензина в конкретном регионе.
6 Перед подключением вариатора, первым делом необходимо снять с него самозащёлкивающийся защитный корпус. Это можно сделать, например, с использованием отвёртки. Вариатор со снятой защитной крышкой. Необходимо вставить отвёртку в щель между верхней частью разъёма вариатора и корпусом, после чего поднимать отвёртку вверх до тех пор, пока корпус не откроется. (Не пытайтесь открыть вариатор с другой стороны так
8 Функциональное назначение выводов разъёма вариатора Номер Функциональное назначение вывода 1 Напряжение питания 2 Напряжение с вывода «+» газового клапана. 3 Вывод TxD (Приём по интерфейсу RS232 (коммутируем на массу для исключения влияния помех). 4 Вывод RxD (Передача по интерфейсу RS232) (коммутируем на массу для исключения влияния помех) 5 Вход ДПКВ- 6 Масса. (Подключается к экрану ДПКВ). 7 Вход ДПКВ+ 8 Вывод переключения в режим смены прошивки вариатора. (коммутируем на +12В для дополнительной защиты от непреднамеренного перехода в режим программирования) 9 Выход ДПКВ- Д П К В ДПКВ- Экран ДПКВ+ 10 Выход ДПКВ+ ДПКВ- Экран ДПКВ+ Э Б У
10 Вывод 3 — Вывод TxD (Приём информации к персональному компьютеру по интерфейсу RS232). Этот вывод используется при подключении вариатора к компьютеру для настройки или смены прошивки. В обычном режиме работы этот вывод не задействуется. Желательно коммутировать его на массу (соединить с проводом от 6-го вывода). Вывод 4 — Вывод RxD (Передача информации от персонального компьютера по интерфейсу RS232). Этот вывод используется при подключении вариатора к компьютеру для настройки или смены прошивки. В обычном режиме работы этот вывод не задействуется. Желательно коммутировать его на массу (соединить с проводом от 6-го вывода). Вывод 5 Вход ДПКВ-. На этот вход поступает сигнал с ДПКВ отрицательной полярности. Осциллограмма такого сигнала представлена ниже. Вывод 6 Масса. При возможности, этот вывод должен соединяться с экранирующей оплёткой кабеля ДПКВ. Предварительно нужно убедиться в том, что экранирующая оплётка надёжно соединена с массой. Если же такая возможность отсутствует, необходимо соединить массу вариатора с кузовом автомашины или минусовой клеммой АКБ. Вывод 7 Вход ДПКВ+. На этот вход поступает сигнал с ДПКВ положительной полярности. Осциллограмма такого сигнала представлена ниже. Довольно часто вывод ДПКВ+ коммутируется бензиновым блоком управления на массу (!!!). В некоторых случаях это позволяет определить полярность подключения без использования осциллографа. Вывод 8 — Вывод переключения в режим смены прошивки вариатора. Для перехода в режим смены прошивки вариатора необходимо закоротить этот вывод на массу. В обычном режиме работы вариатора не используется. При этом желательно коммутировать его на +12В (соединить с проводом от 1-го вывода). Вывод 9 Выход ДПКВ-. С этого вывода от вариатора к блоку управления поступает эмулируемый сигнал ДПКВ отрицательной полярности. Вывод 10 Выход ДПКВ+. С этого вывода от вариатора к блоку управления поступает эмулируемый сигнал ДПКВ положительной полярности.
12 сохранить штатную проводку и исключит возможность неправильного подключения к датчику положения коленчатого вала. На автомобилях марки Toyota и ВАЗ, как и на всех остальных, обязательно подключение в разрыв двух проводов ДПКВ!!! Если массы датчиков положения коленвала и распредвала объединены, подключаться нужно ближе к датчику до точки объединения масс!!! Варианты подключения вариатора на другие марки автомашин обсуждаются на форуме сайта Регистрируйтесь, участвуйте в дискуссиях, выдвигайте предложения и пожелания, обменивайтесь накопленным опытом и получайте консультации. Я рад каждому новому зарегистрированному пользователю, любая новая информация ценна для меня как для разработчика, она позволит с каждым днём делать вариатор всё лучше и лучше. Если у Вас возникли проблемы с регистрацией на форуме обязательно напишите мне на электронную почту и они будут решены в кратчайшие сроки.
14 DIP-переключатели SWITCH Микропереключатели SWITCH1 являются конфигурационными и определяют режим работы вариатора. ON Считываем конфигурацию вариатора с переключателей. Информация, запасанная через порт RS232 в этом случае не актуальна. OFF Работаем по внутренным таблицам, проинициализированным с использованием интерфейса RS232. Значение остальных микропереключателей в этом случае игнорируется. ON Плавное уменьшение вносимого угла опережения зажигания с ростом оборотов. (При работе на газе) OFF Смещаем УОЗ на фиксированное число градусов во всём диапазоне оборотов. (При работе на газе) ON Плавное уменьшение вносимого угла опережения зажигания с ростом оборотов. (При работе на бензине) OFF Смещаем УОЗ на фиксированное число градусов во всём диапазоне оборотов. (При работе на бензине) Определяет характер смещения угла при работе на бензине ON На бензине вносится опережение OFF На бензине вносится запаздывание 5 Определяет тип используемого шкива коленвала. См. ниже 6 Определяет тип используемого шкива коленвала. См. ниже Тип используемого шкива OFF OFF Шкив 60-2 Стандартный OFF ON Шкив 36-1 Ford ON OFF Шкив 36-2 Toyota, Lexus ON ON Шкив 60-2 Renault,Volvo Определяет, производится ли корректировка угла опережения на холостом ходу на газе (при оборотах ниже 1200) ON Производится OFF Не производится. Инверсия сигнала с газового клапана ON Сигнал с газового клапана инвертируется OFF Сигнал с газового клапана не инвертируется
16 ON ON ON OFF ON 29 ON ON ON ON OFF 30 ON ON ON ON ON 31 Установка величины угла опережения зажигания, вносимого на бензине Величина вносимого угла опережения 2 2 (4) 2 1 (2) 2 0 (1) OFF OFF OFF 0 OFF OFF ON 1 OFF ON OFF 2 OFF ON ON 3 ON OFF OFF 4 ON OFF ON 5 ON ON OFF 6 ON ON ON 7 VD1 VD2 VD3 VD4 Светодиоды красный Питание зелёный Обороты (импульсы с датчика на входе вариатора) красный Бензин зелёный Газ красный Синхронизация отсутствует, число насчитанных зубьев за оборот коленвала больше чем должно быть для заданного шкива коленвала OFF Синхронизация отсутствует, число насчитанных зубьев за оборот коленвала меньше чем должно быть для заданного шкива коленвала. зелёный Синхронизация выполнена. красный Работаем по микропереключателям/ (Микропереключатель 1 DIP-переключателя SWITCH1 в положении ON). зелёный Работаем по внутренним таблицам, прошитым через RS232 (Микропереключатель 1 DIP-переключателя SWITCH1 в положении OFF). Положение остальных микропереключателей в этом случае не имеет значения.
18 4. ПЕРЕХОДНИК ДЛЯ СВЯЗИ ВАРИАТОРА С ПК. Функциональное назначение переходника заключается в сопряжении микроконтроллера вариатора, воспринимающего сигналы TTL уровней (логический 0 уровень 0 вольт, логическая единица уровень +5В) с интерфейсом RS232 персонального компьютера (логический ноль уровень от +5 до +15 вольт, логическая единица уровни от −5 до −15 вольт). Т.е. по сути переходник является просто преобразователем уровней. Существует множество схем, реализующих такое преобразование. В частности, стандартный переходник для вариатора построен на базе микросхемы ST232BN по схеме приведённой ниже: +12V 0V V 0.1мк ST232BN 0.1мк 0.1мк 0.1мк 0.1мк ВАРИАТОР RXD 4 TXD 3 RS232C (DB9F) TXD 3 2 RXD Альтернативные схемы переходников обсуждаются на форуме сайта
20 6. УПРАВЛЕНИЕ ВАРИАТОРОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА. Со временем здесь появится описание процедуры управления вариатором с использованием персонального компьютера. В настоящий момент эта часть находится в стадии разработки.
22 Переходник условно называемый «Китаец евро3» или «Тип 3». Разъёмы «Субару» или «Тип 4» Разъёмы «Тип 5»
24 Разъёмы «Toyota Camry» или «Тип 9» Разъёмы «Kia» или «Тип 10» Разъёмы «Land Cruiser Prado» или «Тип 11»