Вариатор снегохода буран
Содержание статьи
Вариатор «Альпина» является разновидностью автоматической бесступенчатой клиноременной передачи. Состоит из ведущего и ведомого шкивов и осуществляет регулировку передаточного отношения по двум показателям: частоте вращения (оборотам) двигателя и силе сопротивления движению снегохода. В зависимости от сочетания этих двух параметров, передаточное отношение клиноременной передачи устанавливается при движении снегохода автоматически. Дополнительно ведущий шкив вариатора осуществляет функцию муфты сцепления — в случае падения оборотов двигателя до 2000 об/мин и ниже происходит разобщение вала двигателя с коробкой реверса.
Масса вариатора «Альпина» составляет 4,5 кг, длина — 156 мм, диаметр — 196 мм.
Вариатор «Альпина» является «штатным» вариатором снегоходов «Буран», устанавливаемых на них заводом-изготовителем, ОАО «Русская механика». Обладает высокой степенью надежности, его технические характеристики прекрасно сбалансированы под управление снегоходом «Буран».

1-конус неподвижный, 2-подшипник, 3-конус подвижный, 4-пружина, 5-крышка, 6-ролик, 7-грузик, 8-кольцо регулировочное, 11-втулка, 12-болт, 13-вкладыш
Таблица. Регулировки при применении различных ремней
Руководство по эксплуатации.
Уважаемый покупатель!
Вы приобрели ведущий шкив вариатора, который предназначен для установки на снегоход «Буран». Технические данные, устройство и принцип действия, правила технического обслуживания ведущего шкива «Альпина» изложены в настоящем руководстве.
1. Назначение шкива.
Вариатор снегохода представляет собой автоматическую бесступенчатую клиноременную передачу. Вариатор состоит из двух шкивов — ведущего и ведомого, его разрез изображен на рисунке . Ведомый шкив в комплект поставки не входит.
Вариатор осуществляет регулирование передаточного отношения по двум параметрам: частота вращения (обороты) двигателя и сопротивление движению снегохода. В зависимости от сочетания этих параметров при движении снегохода автоматически устанавливается определенное передаточное отношение клиноременной передачи. Кроме того, ведущий шкив вариатора выполняет функцию муфты сцепления — при падении оборотов двигателя ниже 2000 об/мин происходит разобщение вала двигателя и коробки реверса.
Внимание! НЕ ОЗНАКОМИВШИСЬ С НАСТОЯЩИМ РУКОВОДСТВОМ, НЕ ПРИСТУПАЙТЕ К ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ШКИВА.
2. Технические данные.
Габаритные размеры:
- диаметр, мм 196
- длина, мм 156
- масса, кг 4,5
3. Устройство и работа шкива

Приобретенный Вами шкив вариатора отрегулирован под ремень 33×14×1120La фирм Optibelt или Rubena. Варианты возможных замен оговорены в табл.1 Приложения.
Центробежный регулятор работает следующим образом: при вращении регулятора центробежные силы грузиков, роликов и их осей действуют таким образом, что стремятся отодвинуть подвижный конус от крышки и сжать ремень в канавке шкива. Центробежным силам противодействует возвратная пружина, действие которой грузики преодолевают, начиная с 2000 об/мин. Дальнейший рост оборотов двигателя приводит к захвату конусами ремня и увеличению силы его сжатия и натяжения от нуля до рабочей величины, достаточной для передачи крутящего момента и преодоления сил сопротивления движению снегохода.
4. Монтаж и демонтаж шкива.
Для установки шкива наверните его на хвостовик коленчатого вала двигателя и выполните затяжку торцевым ключом за центральный болт 12. Момент затяжки 8...10 кГм.
Установите ремень и кожух вариатора в соответствии с руководством по эксплуатации снегохода.
Демонтаж шкива с хвостовика коленчатого вала производится в следующей последовательности:
- снять кожух вариатора;
- снять вариаторный ремень;
- застопорить коленчатый вал двигателя от проворачивания с помощью металлического предмета, установленного под зуб шестерни электрозапуска;
- отвернуть болт 12, пользуясь торцовым ключом;
- снять с вала неподвижного конуса совместно крышку и подвижный конус;
- при помощи воротка свернуть неподвижный конус.
Для обеспечения оптимальных условий работы вариатора должны быть соблюдены следующие требования:
- оси шкивов должны быть параллельными, расстояние между ними должно составлять 278...283 мм;
- расстояние между наружными плоскостями неподвижных конусов ведущего и ведомого шкивов должно составлять 560,5 мм.
Регулировка взаимного расположения шкивов осуществляется путем перемещения двигателя в пазах подмоторного основания.
5. Техническое обслуживание.
Смазку центробежного регулятора проводите через каждые 3000 км пробега, первую замену смазки — через 1500 км.
Для осуществления смазочных работ отверните центральный болт и снимите центробежный регулятор вместе с крышкой. Проведите частичную разборку регулятора в следующем порядке:
- разъедините крышку и подвижный конус,
- отвинтите гайки с одной из сторон комплекта грузиков, снимите два грузика и ролик с осей.
Промойте все детали в бензине, керосине или отработанном масле, протрите их насухо, затем смажьте оси и произведите сборку в обратной последовательности.
Аналогично разберите и смажьте второй комплект грузиков . Заполните смазкой полость вала неподвижного конуса, канавку Д и поверхности по которым скользят вкладыши 13. Для смазки применяйте ЦИАТИМ-201 или Литол-24.
6. Требования безопасности.
Во избежание отворачивания шкива с коленчатого вала двигателя не запускайте двигатель при снятом вариаторном ремне и кожухе вариатора.