Вариатор с соосными валами

Автоматическая трансмиссия — агрегат, который выпускается в разных вариантах исполнения, отличающихся не только конструктивно, но и функционально. Популярной его разновидностью является вариатор.

Фактически он представляет собой бесступенчатую автоматическую коробку передач, которая в заданном диапазоне обеспечивает плавное изменение передаточных чисел. Благодаря конструктивным и технологическим особенностям вариатора его использование позволяет максимально эффективно задействовать мощность двигателя за счет оптимального соотношения нагрузки на автомобиль с частотой вращения коленчатого вала.

Это позволяет существенно повысить топливную экономичность, а также уровень комфорта. Последний фактор достигается благодаря непрерывному изменению крутящего момента, что исключает возникновение толчков и рывков при движении, характерных для других видов трансмиссий.

Вариатор состоит из следующих функциональных элементов:

  • узел, обеспечивающий преобразование и передачу крутящего момента, а также отсоединение коробки передач от силового агрегата (соответствует нейтральному положению). Для этого могут использоваться разные варианты сцепления: электромагнитное, центробежное автоматическое, многодисковое мокрое, а также гидротрансформатор;
  • вариаторная передача, которая может иметь клиноременную или тороидную конструкцию;
  • узел, обеспечивающий движение автомобиля задним ходом;
  • система управления.

Наиболее распространенной является клиноременная конструкция вариатора. В данном случае передача крутящего момента осуществляется с помощью шкивов, образованных из раздвижных конических дисков и соединенных ремнем, который имеет трапециевидное сечение. Благодаря такой форме он сохраняет плотный контакт с сопряженными поверхностями даже при высокой степени износа. Ремень может иметь разное исполнение: есть изделия, собранные из металлических пластин (самый популярный на сегодня вариант), в некоторых вариаторах используется цепь.

Что касается тороидной конструкции, то она состоит из двух соосных валов со сферическими поверхностями, между которыми зажаты ролики. Передаточное число варьируется в зависимости от их текущего положения, а крутящий момент передается за счет трения между роликами и рабочими поверхностями колес.