Устройство вариатора квадроцикла
Вариатор квадроцикла, схема и принцип действия.
Вариатор квадроцикла является одним из главных узлов моторно‐трансмиссионой части и предназначен для плавного изменения оборотов ведомого вала. По принципу действия это бесступенчатая механическая передача.
Вариатор квадроцикла состоит из следующих элементов:
- ведущий шкив;
- ведомый шкив;
- клиновидный ремень;
Ведущий шкив вращается под воздействием коленвала двигателя и посредством клиновидного ремня передаёт вращение ведомому шкиву. Передаточное число ведомому шкиву может меняться, в зависимости от оборотов двигателя. Это достигается с помощью специальной конструкции шкивов.

Ведущий шкив вариатора квадроцикла состоит из 2 щёк, которые находясь на валу, под действием центробежных сил начинают плавно сжиматься и выталкивать клиновидный ремень 5 от центра шкива. Ведомый шкив, наоборот, разжимается и клиновидный ремень уходит ближе к центру шкива. Тем самым меняется передаточное число от коленвала к заднему колесу.
Ведущий шкив состоит из следующих элементов:
- неподвижная щека, жёстко закреплённая на коленчатом валу;
- подвижная щека, перемещается под воздействием центробежной силы;
- упорная неподвижная щека, ограничивает перемещение подвижной щеки;
- ролики, сообщающие плавность перемещения подвижной щеки;
Из рисунка становится понятно, как работает ведущий шкив. При повышении оборотов, подвижная щека прижимается к неподвижной и тем самым ремень вариатора выталкивается от центра. При снижении оборотов, ремень приближается к центру шкива. Тем самым изменяется передаточное число.

Ведомый шкив состоит из таких элементов:
- подвижная щека;
- неподвижная щека;
- пружина, её роль аналогична роликам в ведущем шкиве;
Когда ведущий шкив раскручивается быстрее, его щёки сближаются, выталкивая клиновидный ремень 5. В этот момент на ведомом шкиве щёки сближаются, сжимая пружину. Ремень, соответственно опускается. Благодаря пружине ремень всегда натянут. С увеличением оборотов его натяжение также пропорционально увеличивается, что позволяет не проскальзывать ремню.
Устройство вариатора квадроцикла.
Рассмотрим устройство вариатора квадроцикла CF‐MOTO X8 Terralander. Вариатор состоит из левой и правой части, смотрите рисунки ниже.
Левая часть:

- Болт М6×12;
- Фиксатор подшипника вариатора;
- Подшипник 6208;
- Сальник 34×55×9;
- Корпус вариатора;
- Болт М6×40;
- Болт М6×45;
- Болт М6×50;
- Втулка направляющая ф13×18;
- Вентиляционная проставка вариатора;
- Болт М14×1,5;
- Прокладка О‐образная 14 (медь);
- Прокладка крышки вариатора;
Правая часть вариатора квадроцикла CF‐MOTO X8 Terralander:
