Тюнинг скутера своими руками вариатор

Виды тюнинга
- Стайлинг — любые изменение внешнего вида скутера, дизайна сиденья. На сегодняшний день на рынке в изобилии любые детали внешнего вида на любые скутеры — обтекатели, различный обвес, передние и задние фонари, указатели поворотов, зеркала заднего вида, изменения для конструкции рамы и многое другое. Такой внешний тюнинг скутера, можно же конечно сделать своими рукаи.
- Тюнинг двигателя — изменение объема, улучшение впускной\выпускной системы, тюнинг системы зажигания, охлаждения.
- Тюнинг ходовой части и трансмиссии — тюнинг подвески, вариатора, сцепления, редуктора, тормозной системы.
- Тюнинг электросистемы — освещение, замена генератора на более мощный.
Конструкция скутера
Несущий элемент конструкции скутера — рама. Рамы бывают нескольких типов: дуплексная (используются в максискутерах), штампованная цельносварная (сегодня встречается редко) и трубчатая открытого типа, как правило, изготавливаемая из легких сплавов.
В передней части рамы располагается передняя подвеска, которая состоит из вилки (телескопическая либо рычажная), гидравлических амортизаторов, переднего колеса и тормоза, рулевая колонка с органами управления и приборной панелью. В средней части между сиденьем и передним щитом находится полка для ног водителя, в которой часто устанавливается аккумуляторная батарея и иногда топливный бак.
В задней части рамы расположен модуль двигатель-вариатор и задняя подвеска,а над двигателем багажное отделение, топливный бак и сиденье водителя. У всех современных скутеров блок двигатель-вариатор-колесо и есть задняя подвеска. Он крепится к раме через ось с сайлентблоками и один или два амортизатора, в зависимости от конструкции скутера, и является подвижной частью.
Исключение — максискутеры большой кубатуры. Например, YamahaT-Max. У нее двигатель жестко закреплен на раме, а вариатор является подвижной частью задней подвески. Вся рама скутера закрыта пластиковыми панелями.
Тюнинг механических узлов
Тюнинг двигателя

Глобальный тюнинг двигателя обычно начинают с ЦПГ (цилиндро-поршневой группы), а точнее с увеличения объема путем замены стандартной ЦПГ на больший диаметр. Если двигатель 4х-тактный, тюнингу подвергается также головка цилиндра путем увеличения впускного и выпускного каналов и заменой распределительного вала на более широкие фазы газораспределения.
Также у некоторых производителей существуют тюнинг киты с 4х клапанной головкой вместо родной 2х клапанной. Иногда увеличивают степень сжатия путем уменьшения объема камеры сгорания, это несколько уменьшает ресурс коленвала, но значительно поднимает приемистость двигателя, мощность и уменьшает расход. На 2х-тактных двигателях также повышают степень сжатия и устанавливают тюнинговый лепестковый клапан на впуске.
В зависимости от типа ЦПГ на двигатели устанавливается два типа коленвала: усиленный и гоночный. Усиленный коленвал повторяет конструкцию стандартного, но он намного прочнее.
Для этого обязательно нужно установить карбюратор, воздушный фильтр и выхлопную систему большей пропускной способности. На 4х-тактные двигатели обычно ставят прямоточные выхлопные системы, а на 2х-тактные системы с резонатором («саксофоны»).
Изменения подвергается и система зажигания. В большей части скутеров коммутаторы с постоянным УОЗ (углом опережения зажигания). При тюнинге в систему либо добавляют модуль, который регулирует УОЗ в зависимости от оборотов двигателя, либо ставят коммутатор с уже имеющейся функцией изменения УОЗ.
Тюнинг ходовой части.
Если скутер планируется использовать в спортивном режиме, амортизаторы меняются на более жесткие для лучшей управляемости на поворотах, меняются покрышки, тормозная система. Большая часть скутеров в стоке идет с барабанным задним тормозом, его меняют на дисковый.
Тюнинг трансмиссии.

Тюнинг вариатора заключается в замене стандартных грузиков переднего шкива на тюнинг кит. Если двигатель остался в стоке, ставится тюнинг кит с более легкими роликами, пружины сцепления и заднего шкива вариатора остаются стандартными, если же двигатель «заряжен по полной» и его мощность значительно возросла по сравнению с заводскими характеристиками, то устанавливается кит с более тяжелыми грузиками и задний шкив также подвергается изменениям: на тарелку шкива ставится более жесткая пружина, также на грузики сцепления ставятся более жесткие пружины для того, чтобы оно срабатывало на более высоких оборотах.
Однако зачастую при глобальном тюнинге скутера меняется целиком блок сцепления с колоколом. Тюнинг кит гораздо прочнее и легче стоковых комплектов и характеристики с ним гораздо выше.
После всех перечисленных выше изменений можно перейти к редуктору. Если мощность и крутящий момент путем тюнинга двигателя и вариатора увеличены, значит можно изменить передаточное число редуктора, что значительно поднимет максимальную скорость скутера. Для этого редукторе меняются шестерни.
Теперь в этой всей конструкции осталось одно слабое звено — ремень вариатора, который передает все усилие с коленвала на задний шкив. Ремни на скутерах — расходный материал. А при увеличенной мощности стандартный ремень будет изнашиваться еще быстрее. Поэтому чтобы избежать слишком быстрого износа ремня, нужно выбирать ремень, который рассчитан на большие нагрузки. К счастью, на рынке такие ремни в изобилии.
Тюнинг электросистемы.

Сюда можно отнести изменение освещения скутера. Например, установка ксенона, замена стандартных лампочек с нитями накала на светодиоды, установка музыки, подогрева рук на ручки руля, дополнительных осветительных приборов.
От части это относится также к стайлингу. И все эти изменения могут сильно нагружать стандартный генератор и он попросту может не справится со своем задачей, на все приборы может не хватать его мощности. Некоторые производители предлагают тюнинговые генераторы большей мощности. Они стоят намного дороже стандартных, но такого генератора будет достаточно, чтобы запитать любую измененную электросистему и зарядить АКБ.
Однако, теория — теорией, но нужно обратить внимание и на практическую сторону этого вопроса.
Рассмотрим тюнинг технической части скутера от итальянской фирмы Malossi, которая владеет собственной гоночной командой скутеров и специализируется на изготовлении тюнинг-наборов.
В качестве примера был выбран скутер Yamaha Aeroxс объемом двигателя в 50 кубических сантиметров с максимальной форсировкой двигателя.

Технические характеристики скутера в стандартной комплектации:

Чтобы добиться максимальных показателей, необходимо изменить стоковую комплектацию скутера.
Тюнинг двигателя

При использовании кита цилиндро-поршневой группы Malossi MHR Replica с алюминиевой рубашкой цилиндра и диаметром поршня 47мм, объем двигателя возрастает до 70 см3 соответственно; объем камеры сгорания изменен и благодаря этому степень сжатия поднимается до 13,8:1. Коленчатый вал усиленный, также от Malossi.
Коленвалы Malossi созданы специально для гоночных двигателей, и по этой причине они были сбалансированы на обороты до 16 000 об\мин, и совершенно уверенно могут использоваться в «боевых» режимах, имея при этом достаточно большой ресурс.
Устанавливается лепестковый клапан типа «домик» с карбоновыми лепестками от Malossi на впуске, карбюратор может быть использован от любой ведущей фирмы (к примеру, Keihin, Mikuni или Dellorto) с диффузором диаметром 21мм, воздушный фильтр нулевого сопротивления Malossi, выхлопная система Malossi Marmitta MHR типа «саксофон».
Система зажигания целиком заменена на кит Malossi MHR, который состоит из генератора (статора и ротора), коммутатора, проводки и катушки зажигания. Этот кит отличается от стандартного полностью измененным генератором.
Этот генератор стабильно обеспечивает производительность электрической системы до 15 000 об\мин.
Отличается и коммутатор. Он снабжен микропроцессорным ЭБУ (электронным блоком управления), который точно отслеживает показания датчика положения коленчатого вала и регулирует угол опережения зажигания. Также он имеет возможность сохранять несколько профилей программируемых настроек зажигания. В коммутаторе оборудован программируемый ограничитель оборотов двигателя от 11500 до 14300 с шагом в 200 об\мин, которые можно задать вручную либо вообще отключить. Для лучшего воспламенения рабочей смеси и для высоких температурных режимов устанавливается иридиевая свеча зажигания. Все эти изменения на выходе помогли получить из стоковых показателей следующие характеристики:

Так как двигатель форсирован, обязательно нужно усилить трансмиссию для передачи такой высокой мощности от коленчатого вала к первичному валу редуктора, а затем и на колесо.
Тюнинг трансмиссии

Вариатор — кит Malossi Over Range MHR Aluminum, сконструированный на основе вариатора Multivar. Кит состоит из переднего и заднего шкивов, кевларового ремня, усиленной пружины заднего шкива, комплекта специально подобранных грузиков и крыльчатки охлаждения вариатора. Задний шкив из кита — алюминиевый облегченный, отлит под давлением, имеет веерную перфорацию для лучшего охлаждения и очистки ремня от грязи и посторонних частиц.
Сцепление Malossi Delta System MHR с кованой муфтой и кованым колоколом сцепления. Колокол и муфта имеют проработанные ребра охлаждения для лучшей теплоотдачи от фрикционного материала. Комплект рассчитан на большие нагрузки и отбалансирован для оборотов до 20 000 об\мин. Колодки сцепления усиленные с более жестким фрикционным материалом для передачи большого крутящего момента на первичный вал редуктора и для увеличения срока службы.
После всех проделанных работ с двигателем и вариатором можно перейти к редуктору, так как мощность двигателя позволяет изменить передаточное число главной пары шестерен для более высоких скоростей. Для редуктора также взят кит от Malossi. Этот кит отличается от стандартного редуктора шестернями с 14\42 зуба, сделанными из более прочной стали специально для гоночных скутеров.
В результате всех проделанных изменений мощность скутера возросла до 10 л.с., максимальная скорость поднялась до 140 км\час, а это достаточно много для скутера. Также у YamahaAerox существенно повысились динамические характеристики. Благодаря этому получается настоящий «спортивный болид». Стоимость такого тюнинга составляет около 2500 евро, а это — цена нового малокубатурного мотоцикла. Но, как говорится, каждому свое, и истинные фанаты скутеров нередко согласны платить такие суммы за подобный тюнинг.
Основной проблемой в тюнинге скутера является качество и несоответствие деталей китайского производства. Порой китайские подделки трудно отличить от настоящих брендовых, и не все продавцы честно отвечают на вопросы о происхождении товара, поэтому стоит тщательно осматривать приобретаемые детали.
Если деталь не является ответственной частью скутера, ее можно доработать самому. Но лучше выбирать качественное и надежное, чем отдавать деньги за «допил».
