Торовый вариатор передаточное число
Транскрипт
1 УДК , К. Е. МИРОНОВ КОНИЧЕСКИЙ РОЛИКОВЫЙ ВАРИАТОР Ключевые слова: вариатор, конструкция, конусы, лобовой вариатор, передаточное число, ролики, торовый вариатор. Аннотация. В статье рассмотрены различные конструкции вариаторов, выявлены их преимущества и недостатки. Проведен патентный поиск, приводится прототип нашего изобретения. По предлагаемой конструкции вариатора отправлена заявка на патент, прилагается описание изобретения и принцип работы. В ри тор (л т. variātor «изменитель») устройство, перед ю- щее крутящий момент и способное пл вно менять перед точное отношение в некотором ди п зоне регулиров ния. Изменение перед точного отношения может производиться втом тически, по з д нной прогр мме или вручную. В ри тор применяется в мех низм х, м шин х ( грег т х), где требуется бесступенч то изменять перед точное отношение: втомобилях, мотороллер х, снегоход х, кв дроцикл х, конвейер х, мет ллорежущих ст нк х, меш лк х и др. В ст цион рных устройств х вместо в ри торов обычно применяется регулируемый электропривод. В некоторых в ри тор х т кже применяются гидротр нсформ торы. Перед н ми стоят следующие з д чи: провести обзор существующих конструкций в ри торов, н иболее р спростр ненных и льтерн тивных; выявить их преимуществ и сл бые стороны; предложить пути усовершенствов ния конструкции в ри тор ; р зр бот ть собственную конструкцию, имеющую преимуществ перед н лог ми; з п тентов ть вторские пр в н интеллекту льную собственность; изготовить опытный обр зец в ри тор. В ри торы предн зн чены для бесступенч того изменения крутящего момент они н шли широкое применение в р зличных обл стях техники. Н иболее р спростр нен в н стоящее время ременный Миронов К. Е.,
3 Рисунок 2 Лобовой фрикционный в ри тор Известен т кже и торовый в ри тор [2, с. 232], где перед точное число в рьируется при помощи изменения угл н клон роликов, з ж тых между ведущим и ведомым диск ми с роликовыми к н вк ми (рис.3). Пятно конт кт увеличив ется з счет повышения количеств роликов, перед ющих крутящий момент. Одн ко недост тк ми д нной конструкции является сложность устройств и высокие требов ния к точности изготовления дет лей. Рисунок 3 Торовый фрикционный в ри тор 74
4 Н ми был проведен п тентный поиск по известным конструкциям в ри торов, и з прототип н шего произведения предл г ем взять п тент н изобретение RU Аф н сьев С. Н. от [1]. Устройство включ ет ведущий и ведомый в лы с уст новленными н них конус ми, между которыми н ходится ролик (рис.4). Недост тк — ми д нной конструкции является усложнение конструкции и м лое пятно конт кт между роликом и конус ми. Рисунок 4 Прототип изобретения Н основ нии проведенных исследов ний мы предл г ем конструкцию в ри тор (рис. 5), содерж щую корпус в ри тор, ведущий в л с жестко з крепленным н нем диском, ведомый в л с жестко з крепленным н нем диском, дв ролик н осях с подшипниковыми опор ми, корпус н тяжного устройств с пружин ми или другими упругими элемент ми, приводной мех низм устройств упр вления и подшипниковые опоры в лов. При этом используется не один, дв ролик, которые прижим ются к диск м при помощи н тяжного устройств и имеют не конусообр зную, з кругленную форму. При этом ролики соприк с ются с диск ми не в двух, ср зу в четырех точк х, прижим ясь к ним с двух сторон, диски жестко без пружин и других упругих элементов уст н влив ются н в л х. 75
6 Изобретение поясняется чертеж ми, где н фиг. 1 предст влен гл вный вид конического в ри тор ; н фиг. 2 то же, в р зрезе; н фиг. 3 н тяжное устройство, вид сверху. Конический роликовый в ри тор (рис. 5) содержит корпус 1, в котором р сположены ведущий в л 2, вр щ ющийся в подшипниковых опор х 3, ведомый в л 4, вр щ ющийся в подшипниковых опор х 5. Н ведущем в лу 2 жестко уст новлен ведущий диск 6 конусообр з- ной формы. Соответственно н ведомом в лу 5 жестко уст новлен ведомый диск 7 конусообр зной формы. Между диск ми уст новлен корпус н тяжного устройств 8, в котором н ходятся ролики 9 и 10, соответственно вр щ ющиеся н осях 11 и 12, стягив емые между собой и прижим емые к диск м с двух сторон при помощи пружин 13 и 14. Упр вление в ри тором и изменение перед точного числ происходит перемещением корпус н тяжного устройств вдоль конусных поверхностей дисков 6 и 7. При этом в любой момент можно ост н в- лив ть перед чу вр щения н ведомый в л, р здвиг я ролики в р зные стороны внутри корпус н тяжного устройств 8, тем с мым преодолев я усилие пружин 13 и 14. Конический в ри тор р бот ет следующим обр зом. В н ч льный момент времени, когд ролики при помощи мех низм упр вления р зведены в р зные стороны, крутящий момент с вр — щ ющегося ведущего в л 2 н ведомый в л 4 не перед ется. При сдвижении роликов 9 и 10 по н пр влению друг к другу з счет действия пружин 13 и 14, ролики 9 и 10 прижим ются к поверхностям дисков 6 и 7 в четырех точк х, тем с мым крутящий момент с ведущего в л 2 при помощи ведущего диск 6 перед ется н ролики 9 и 10, и через них н ведомый диск 7, вместе с которым н чин — ет вр щ ться ведомый в л 4. К к видно из схемы н фиг. 2, перед — точное отношение р вно: d1/d1 D2/d1, d2/d1 D2/d2; где d1= d2, d1 средний ди метр р бочей ч сти ролик 9; d2 средний ди метр р бочей ч сти ролик 10; D1 средний ди метр р бочей ч сти ведущего диск 6, соприк с ющейся с роликом; D2 средний ди метр р бочей ч сти ведомого диск 7, соприк с ющейся с роликом. Перед точное отношение подобной перед чи можно выр зить следующим обр зом: D2/D1. 77