Схема безступенчатого вариатора

Вариатор.

Современные автомобили все чаще и чаще оснащаются бесступенчатыми коробками передач или вариатором. Как и автоматическая коробка передач вариатор имеет ряд преимуществ по сравнению с механическими КПП. Большим преимуществом является удобство использования автомобиля в городских условиях, где при передвижении вам постоянно приходится использовать педаль сцепления и селектор выбора передач механической коробки. Простыми словами автомобиль избавляет вас от рутинной работы, так как у вас педали сцепления просто не существует. Другим преимуществом является плавность хода автомобиля. Конструкция вариатора устроена таким образом, что в ней нет как таковых передач (отсюда и само название бесступенчатая КПП), поэтому машина разгоняется плавно и без каких либо рывков. Расход топлива при использовании вариатора производитель заявляет низким, но как всем известно самым важным аспектом является стиль вождения. О том как экономить топливо и что влияет на расход топлива мы уже рассказывали в предыдущих статьях. Имитацию переключения передач и механический режим пожалуй так же можно отнести к плюсам вариатора. Производители вариаторов на сегодняшний день добились того, что обычный человек может не понять разницу между коробкой автомат и бесступенчатой трансмиссией.

С достоинствами все ясно, но чем владелец платит за них? В первую очередь такая коробка переключения передач не выдерживает большой мощности и крутящего момента. Следовательно можно прийти к выводу: запас прочности у такой трансмиссии минимальный. Ресурс вариатора как никогда зависит от того, как вы используете свой автомобиль. Если вы любите динамичное передвижение и часто давите педаль акселератора в пол, то в вашем случае дорогостоящий ремонт не за горами =). Обратная ситуация наблюдается при спокойном стиле вождения. Ориентироваться на цифры не имеет смысла, ведь никто не застрахован от заводского брака, но на вскидку обычный гидротрансформатор проходит дольше, при тех же равных условиях. Все наверное слышали такое выражение «буксует сцепление», так вот владельцы автомобилей с бесступенчатым вариатором могут испытать его на себе. Представьте себе, что вы хотите ускориться, нажимаете педаль газа в пол, двигатель набирает большие обороты, а ощущения что вы все таки едете а не стоите на месте нет. Вот что примерно вас ожидает при покупке такого автомобиля.

Типовая схема работы вариатора.

схема вариатора

На рисунке выше указан типовой принцип работы вариатора и как можно догадаться основную работу выполняет клиновой ремень. В коробках передач такого типа вместо ремня зачастую используется цепь, но она выглядит не так как мы ее привыкли видеть и рабочая область у нее совсем не та.

цепь вариатора.
ремень вариатора

Реализовать заднюю передачу позволяет планетарный механизм, а масляный насос обеспечивает необходимое давление в зависимости от режимов работы вариатора. За всеми процессами следит электроника трансмиссии. При владении автомобиля с бесступенчатой коробкой передач рекомендуется как можно чаще менять масло. Ремонт такой коробки передач дорогой и об этом нужно помнить. Износу как правило подвергается ремень или цепь, а так же валы с которыми они контактируют . Проверить исправность иногда просто невозможно, но бывалые водители диагностируют исправность таким способом: нужно заехать на бордюр и если возникли трудности, то скорее всего у вас большие проблемы. Все японские производители часто устанавливают такие коробки передач в свои автомобили, из других марок вариатор можно встретить на автомобилях AUDI. К автоматическим коробкам передач можно отнести роботы типа DSG и POWER Shift , о них мы расскажем в следующих статьях.