Расчет сдвоенных клиноременных вариаторов
Клиноременные передачи в процессе эксплуатации изнашиваются, вытягиваются и начинают пробуксовывать; вследствие этого не передается номинальный крутящий момент. Клиноременные передачи натягивают так же, как и цепи, увеличивая расстояние между осями соединяемых шкивов. Если натянуть ремни таким путем невозможно, то их заменяют новыми. [2]
Клиноременные передачи широко используются в индивидуальных приводах к рабочим машинам при мощности привода до 200 кет. [4]
Клиноременная передача может быть выполнена со ступенчатым или бесступенчатым регулированием скорости. В первом случае применяют ступенчатые шкивы, а во втором — шкивы из раздвижных дисков. [7]
Клиноременная передача обладает лучшей сцепляемостью ремня со шкивом и создает меньшие давления на валы по сравнению с плоскоременной передачей. [9]
Клиноременная передача в отличие от плоскоременной обеспечивает лучшее сцепление ремня со шкивом, работает бесшумно и без толчков. При клиноремекной передаче расстояние между шкивами электродвигателя и вентилятора может быть значительно меньше, чем при плоскоременной. Плоские ремни в настоящее время почти не применяют. [11]
Клиноременная передача применяется при сравнительно малых межосевых расстояниях и больших передаточных отношениях. В этом случае простая плоскоременная передача работает неудовлетворительно. [14]
Обычно клиноременная передача представляет собой открытую передачу с одним или несколькими ремнями. Рабочими поверхностями ремня являются его боковые стороны.
Клиноременные передачи широко используют в индивидуальных приводах мощностью до 400 кВт. КПД клиноременных передач &#&51; = 0,87. 0,97.
Клиновые и поликлиновые ремни. Клиновые приводные ремни выполняют бесконечными резинотканевой конструкции трапецеидального сечения с углом клина &#&66;0 = 40°. В зависимости от отношения ширины bа большего основания трапеции к ее высоте h клиновые ремни бывают нормальных сечений (b0 /h = 1,6, см.); узкие (b0 /h= 1,2); широкие (b0 /h =2,5 и более; применяют для клиноременных вариаторов).

Технические условия на ремни приводные клиновые нормальных сечений регламентированы ГОСТ 1284.2–89, а передаваемые мощности — ГОСТ 1284.3–89.
При необходимости работы ремня с изгибом в двух направлениях применяют шестигранные (сдвоенные клиновые) ремни.
Узкие ремни обладают повышенной тяговой способностью за счет лучшего распределения нагрузки по ширине несущего слоя, состоящего из высокопрочного синтетического корда. Применение узких ремней значительно снижает материалоемкость ременных передач. Узкие ремни пока не стандартизованы и изготовляются в соответствии с ТУ 38 605 205-95.
Поликлиновые ремни (см. рис. 6.1, г) представляют собой бесконечные плоские ремни с ребрами на нижней стороне, работающие на шкивах с клиновыми канавками. По всей ширине ремня расположен высокопрочный синтетический шнуровой корд; ширина такого ремня в 1,5–2 раза меньше ширины комплекта ремней нормальных сечений при одинаковой мощности передачи.
По сравнению с плоскоременными клиноременные передачи обладают значительно большей тяговой способностью за счет повышенного сцепления, обусловленного приведенным коэффициентом трения f ‘ между ремнем и шкивом.
где f — коэффициент трения на плоскости (для прорезиненной ткани по чугуну f = 0,3); a — угол профиля канавки шкива.
Таким образом, при прочих равных условиях клиновые ремни способны передавать в три раза большую окружную силу, чем плоские.
Расчет передачи с клиновыми ремнями. Расчет проводят из условий обеспечения тяговой способности и долговечности ремней; он основан на тех же предпосылках, что и расчет плоскоременных передач.
Проектный расчет клиноременной передачи начинают с выбора сечения ремня по заданной передаваемой мощности и частоте вращения малого шкива с помощью графиков (рис. 6.10). При мощностях до 2 кВт применяют сечение Z, а сечение ЕО — при мощностях свыше 200 кВт.
ремня. Z А В С D Е УО УА УБ УВ
Следует помнить, что вышеприведенные значения расчетных диаметров малого шкива обеспечивают минимальные габариты передачи, но с увеличением этого диаметра возрастают тяговая способность и КПД передачи, а также долговечность ремней. При отсутствии жестких требований к габаритам передачи расчетный диаметр d1 малого шкива следует принимать больше минимально допустимого значения. Диаметр d2 большого шкива определяют по формуле
Расчетные диаметры шкивов клиноременных передач выбирают из стандартного ряда (мм):
Далее определяют окружную скорость v ремня по формуле
В ходе дальнейшего расчета находят все геометрические параметры передачи.
где h — высота сечения ремня. Следует помнить, что с увеличением межосевого расстояния долговечность ремней увеличивается.
Угол обхвата а, на малом шкиве вычисляется по формуле,
Мощность Рр. передаваемая одним ремнем, рассчитывается по
Са — коэффициент угла обхвата:
Са. 1,0 0,95 0,89 0,82 0,68
L/L p. 0,3 0,5 0,8 1,0 1,6 2,4
(подробная таблица значений CL приведена в стандарте); Ср — коэффициент динамичности и режима работы; ориентировочно принимается как для плоскоременных передач, см. § 6.2 (подробная таблица значений Ср приведена в стандарте).
где Р — передаваемая мощность на ведущем валу; Cz — коэффициент, учитывающий число ремней в комплекте, вводится при z > 2:
Нагрузка на вал клиноременной передачи
Величину F0 натяжения ветви одного ремня вычисляют по формуле
Сечение ремня. Z А В С D E E0
Передачи с узкими и поликлиновыми ремнями рассчитывают по аналогичной методике. Таблицы мощностей, передаваемых одним узким ремнем и поликлиновым ремнем с 10 ребрами, имеются в учебных пособиях по курсовому проектированию деталей машин.
где Р — передаваемая мощность на ведущем валу; Рр — мощность, передаваемая ремнем с 10 ребрами.
где К1 — коэффициент режима работы, равный: для легкого режима — 2,5; для тяжелого режима — 0,5; для очень тяжелого режима — 0,25; К2 — коэффициент, учитывающий климатические условия эксплуатации, равный: для районов с холодным и очень холодным климатом — 0,75; для остальных районов — 1,0.

Клиноременные передачи. Конструкции ремней и расчет передачи
Из условия равновесия имеем
откуда после подстановки
Клиноременные передачи имеют следующие основные положительные качества:
2. возможность осуществлять большие передаточные числа (i > 6 и более) без натяжного ролика, так как благодаря заклиниванию ремней угол обхвата может быть уменьшен до α = 120°;
4. большие окружные усилия можно передать при весьма малом натяжении ведомой ветви, что уменьшает также давление на валы шкивов.
1. несколько меньший срок службы ремней по сравнению с плоскими ремнями;
3. шкивы клиноременной передачи более дороги в изготовлении;
Конструкцииремней и расчет передачи

2) кордо-шнуровой (рис.43б) с кордом из толстого шнура, навитым в один слой. Корд размещается в зоне нейтральной линии ремня. Выше (в слое растяжения) и ниже (в слое сжатия) располагаются резиновые подушки. Снаружи ремень имеет обертку из прорезиненной ткани, расположенной диагонально.
Номинальной длиной ремня является его внутренняя длина. Расчетная длина по нейтральному слою ремня используется для определения межцентрового расстояния.
Для ориентировки при проектировании клиноременных передач в табл. 3 указаны рекомендуемые сечения ремней для общей передаваемой мощности.
Сечение ремней в зависимости от передаваемой мощности
Для клиноременных передач наименьшее межцентровое расстояние
По сравнению с плоскоремённой клиноременная передача получается значительно компактней.
Похожие материалы
Передача механической энергии, осуществляемая гибкой связью за счет трения между ремнем и шкивом, называется ременной. Ременная передача состоит из ведущего и ведомого шкивов, расположенных на некотором расстоянии друг от друга и огибаемых приводным ремнем (рис. 182). Чем больше напряжение, угол обхвата шкива ремнем и коэффициент трения, тем больше передаваемая нагрузка. В зависимости от формы поперечного сечения ремня передачи бывают: плоскоременные (рис. 183, I), клиноременные (рис. 183, II) и круглоременные (рис. 183, III). Наибольшее распространение в машиностроении получили плоские и клиновидные ремни. Плоские ремни испытывают минимальное напряжение изгиба на шкивах, клиновидные благодаря клиновому воздействию со шкивами характеризуются повышенной тяговой способностью. Круглые ремни применяют в небольших машинах, например в машинах швейной и пищевой промышленности, настольных станках и приборах.

Однако ременные передачи громоздки, недолговечны в быстроходных механизмах, не позволяют получать постоянного передаточного отношения из-за проскальзывания ремня, создают повышенные нагрузки на валы и опоры (подшипники), так как суммарное натяжение ветвей ремня значительно больше окружной силы передачи. Кроме того, во время эксплуатации ременной передачи не исключена возможность соскакивания и обрыва ремня, поэтому эти передачи нуждаются в постоянном надзоре.
В зависимости от расположения осей шкивов и назначения различаются следующие типы плоскоременных передач:

Клиноременная передача
Клиноременные передачи целесообразно использовать при больших передаточных отношениях, малых межосевых расстояниях и вертикальном расположении осей валов. Скорость ремней клиноременной передачи не должна превышать 30 м/с. В противном случае клиновидные ремни будут вибрировать.
При монтаже клиноременной передачи особое внимание обращают на правильность III установки клиновидного ремня в канавке обода шкива (рис. 185).
Детали ременных передач
Плоские ремни изготовляют разной ширины, конструкции и из различных материалов: хлопчатобумажных, прорезиненных, шерстяных тканей и кожи. Выбор материала для ремней обусловлен условиями работы (атмосферные влияния, вредные пары, температурные изменения, ударные нагрузки и т. п.) и тяговой способностью. Приводные ремни (прорезиненные) стандартизированы.
В последние годы в отечественном машиностроении все больше стали применять зубчатые (полиамидные) ремни. Эти ремни сочетают в своей конструкции все преимущества плоских ремней и зубчатых зацеплений (рис. 187). На рабочей поверхности ремней 4 имеются выступы, которые входят в зацепление в выступами на шкивах 1,2 и З. Полиамидные ремни пригодны для высокоскоростных передач, а также для передач с небольшим межосевым расстоянием. Они допускают значительные перегрузки, очень надежны и прочны.
Концы ремней соединяют склейкой, сшивкой и металлическими соединителями. Склейку однородных ремней (кожаных) осуществляют по косому срезу на длине, равной 20. 25-кратной толщине ремня (рис. 188, I), а слойных ремней — по ступенчатой поверхности с числом ступеней не менее трех (рис. 188, II). Места соединения прорезиненных ремней после склеивания вулканизируют.

Шкивы. Для плоских ремней наиболее приемлемой формой поверхности шкива является гладкая цилиндрическая поверхность (рис. 189,I).
Для центрирования ремня поверхность ведомого шкива делают выпуклой, а ведущего — цилиндрической (при v <= 25 м/с оба шкива делают выпуклыми).
Шкивы выполняют литыми из чугуна, алюминиевых сплавов, пластических масс и сварными из стали. Чугунные шкивы бывают цельными и разъемными, состоящими из двух половин, которые у обода и втулки скрепляются болтами. Разъемные шкивы можно легко снимать с вала, не поднимая вал с подшипников.
Принципиальные основы конструкции. В этой передаче (см. рис. 12.1 и 12.17) ремень имеет клиновую форму поперечного сечения и располагается в соответствующих канавках шкива. В передаче может быть один или несколько ремней. Несколько тонких ремней применяют взамен одного толстого для уменьшения напряжения изгиба.
Расчетным диаметром dp шкива является диаметр окружности расположения центров тяжести поперечных сечений ремня или нейтрального слоя при изгибе — ширина 6р. Все размеры, определяющие форму шкива (Я, Q>,BuU Dp, dn), выбирают по соответствующим таблицам стандартов в зависимости от размеров поперечного сечения ремня, которые также стандартизованы.
В аналогичных условиях для плоскоременной передачи DF=DRf.
Называют приведенным коэффициентом трения. Для стандартных ремней угол Q> принят равным 40°. При этом

Значительное увеличение трения позволяет сохранить нагрузочную способность клиноременной передачи при существенно меньших углах обхвата по сравнению с плоскоременной передачей. В соответствии с формулами (12.12) при F0= Const тяговая способность этих передач (сила Ft ) будет оставаться постоянной при условии
Для лучшего использования возможностей клиноременной передачи на практике рекомендуется принимать аж^120° и в редких случаях до 70°. Такие допускаемые углы охвата а позволяют строить клиноременные передачи с малыми межосевыми расстояниями А и большими передаточными отношениями а также передавать мощность от одного ведущего шкива нескольким ведомым (рис. 12.21).
Чивает прочность ремня и предохраняет его от износа. Резина 2 как заполнитель объединяет ремень в единое целое и придает ему эластичность.
Примечание.А — площадь сечения, Q — масса 1 м длины, /р — расчетная длина по нейтральному слою. Ряд длин /р, мм: 400, 450, 500,560, 630, 710, 800, 900, 1000,1120,1250,1400, 1600,1800, 2000, 2240, 2500, 2800, 3150, 3550,4000,4500, 5000, 6000.
1. Сечение ремня выбирают по графику рис. 12.23, где область применения данного сечения [например, В(Б)] расположена выше собственной линии и ограничена линией предыдущего сечения (например, А).
Ряд расчетных диаметровDp, мм: 63, 71, 80, 90, 100, 112, 125, 140, 160, 180, 200,
3. По формуле (12.28) определяют мощность Рр, передаваемую одним ремнем в условиях эксплуатации рассчитываемой передачи:
А, град. 180 170 160 150 140 130 120 110 100 90 80 70 Са 1 0,98 0,95 0,92 0,89 0,86 0,82 0,78 0,73 0,68 0,62 0,56
5. Определяют силу предварительного натяжения одного ремня:
6. По формуле (12.24) определяют силу, действующую на вал с учетом числа ремней Z и того, что сила F0 нагружает вал только в статическом состоянии передачи.
Где К — коэффициент режима нагрузки (см. с. 28&); К2 — коэффициент климатических условий: центральные зоны К2=1, зоны с холодным климатом К2= 0,75.
Пример расчета 12.1. Рассчитать клиноременную передачу, установленную в системе привода от двигателя внутреннего сгорания к ленточному транспортеру:Pi= =8 кВт,п= 1240 мин"1, 3,5. Натяжение ремня периодическое, желательны малые габариты.
2.По графику рис. 12.26, учитывая условие задания по габаритам и рекомендацию (12.31), принимаемDp = 160 мм и находим Ро"3,4 кВт.
По рекомендации [формула (12.29)] предварительно принимаемD^Dp2—560 мм. По формуле (12.6), /р " 2′ 560 4- 0,5я (560 +160)+(560 — 160)2/(4 &#&632; 560)=2322 мм. По табл. 12.2 принимаем /р=2500 мм. По формуле (12.7) уточняем
4.По формуле (12.28) определяем мощность Рр, передаваемую одним ремнем. Здесь Са
5.По формуле (12.30), число ремнейz=8/(2,9 ‘0,95) "3 — условие (12.31) удовлетворяется.
8.Ресурс наработки ремней находим по формуле (12.33) при К = 1 и = 1: Т— Гго=2000 ч.