Подробные чертежи вариатора на квадроцикле

ТЯГАЧИ-СИЛАЧИ
В 2008 году в журнале неоднократно писали о самодельных машинах конструктора-любителя A.A. Кокшарова из карельского поселка Лоухи. Сегодня мы возвращаемся к творчеству Александра Андреевича. Наиболее значимыми его конструкциями являются квадроциклы-тягачи: «Бычок» — с двигателем от мотоцикла «ИЖ-Планета» и «Козлик» — с мотором от мотоцикла «Тула», примерно с одинаковыми характеристиками. В его активе числятся два гусеничных вездехода, несколько прицепов, как колесных, так и санных.

Начиная рассказ о своих конструкциях, хочу извиниться перед читателями, что не привожу в публикации чертежей -процесс их создания довольно долгий, карандаш уже плохо слушается рук, да и времени жаль — за этот период можно сделать еще одну или несколько конструкций. Отсутствие чертежей постарался дополнить подробным описанием машин и большим числом фотографий основных узлов. Опытным самодеятельным конструкторам (для коих и предназначена статья) вполне этого достаточно. В остальном им помогут их опыт и смекалка.

Обе машины интенсивно эксплуатировались: и не столько мною, сколько впоследствии новыми хозяевами, купившими их после непродолжительной эксплуатации.

Квадроцикл «Бычок»

Первый квадроцикл был с двигателем «ИЖ-Планета» (в типе силовых агрегатов и состояла основная разница машин) с системой принудительного воздушного охлаждения от инвалидной коляски. Контактное зажигание (предусмотрено изменение момента искрообразования) и электрооборудование (освещение) — от мотороллера «Вятка». Глушитель — самодельный. предельно компактный. Крутящий момент с двигателя передается цепью на самодельный реверс-редуктор с понижающей передачей. В дальнейшем поставил простейший одноступенчатый цепной редуктор. Далее момент передается на задний мост цепью с шагом 19,05 мм. Тормозной барабан сблокирован с промежуточным редуктором. Задний мост с дифференциалом — от «Москвича-412», полуоси укорочены, выполнены новые шлицы (пришлось даже сделать соответствующий станок). Шины размерами 400-60-16 заимствованы от финского лесовозного прицепа, ободраны, к их бортам приклепаны боковины от шин автомобиля «Ока» (для уменьшения размеров диска). Внутренняя часть диска — «москвичовская». Передние колеса — с «уазовскими» шинами, диски — клепаные дюралюминиевые, технология изготовления приводилась в «М-К» № 11 за 2008 г. Ступицы и поворотные кулаки — самодельные, облегченные.

Трубчатая сварная пространственная рама

Передняя подвеска тракторною типа

Рулевое управление
Трансмиссия

Рама квадроцикла сварена из хромансилевых труб различного диаметра. В передней части она образует багажник, в задней — тоже небольшой багажник, в нем можно даже устанавливать дополнительное сиденье.

Оба квадроцикла нашли своих покупателей и эксплуатируются до сих пор.

ГУСЕНИЧНЫЕ БУКСИРОВЩИКИ

Буксировщики предназначены для эксплуатации преимущественно весной, летом, осенью (зимой эксплуатация тоже возможна, пока высота снежного покрова не более 250 — 300 мм). Буксировщик может преодолевать водные преграды глубиной до 0,2 м с колесным прицепом. Для зимы предусмотрен санный прицеп, причем тоже не один. Конструкция и габариты были выбраны с учетом необходимости передвигаться по лесным «путикам», а также напрямую по мелкому кустарнику.

Гусеничный тягач-автопоезд
Прицеп на лыжах
Гусеничный тягач-«собака» с колесным одноосным прицепом с сиденьем-козлами

Силовой агрегат — от двигателя «ИЖ-Планета-3», переделанный под жидкостное охлаждение. С цилиндра срезаны ребра охлаждения с переборками до середины выхлопных окон, далее приварена обечайка в виде цилиндра с входным и выходным патрубками, к обечайке приварена гайка крепления датчика включения вентилятора. С головки цилиндра также удалены ребра охлаждения, за исключением нижнего, уменьшенного в диаметре: к нему, а также к шести отверстиям под шпильки, к свечному отверстию приварена невысокая коробочка с соответствующими патрубками диаметром 16 мм. Приварка коробочки к цилиндру и головке представляла большую трудность из-за пористой структуры металла.

Вернемся к двигателю — картер его отрезан от коробки передач, на выходном валу смонтирован пусковой механизм -шестерни и сектор использованы от штатного двигателя, для уменьшения усилий при запуске, сектор привода пускового устройства соединен с барабаном пускового шнура через цепной редуктор с передаточным отношением 1:3. Штатная звездочка переделана: оставлен только внешний венец, со стороны коренного подшипника.

Опоры пускового механизма крепятся болтами к картеру двигателя. В них предусмотрены бронзовые втулки и подшипники — на валу с малой звездочкой. Во впадины зубьев моторной звездочки приварены короткие (4-мм) отрезки электрода, образующие пальцевый венец. Он входит в зацепление с зубчатым фланцем, установленным на валу ведущего диска вариатора.

Бесполозный грузопассажирский прицеп

Бесполозный грузопассажирский рыбацкий прицеп с отверстием и люком в дне для рыбной ловли через лунку

Вал вариатора вращается в двух 305-х подшипниках. Ступица подшипников крепится болтами к опоре, приваренной к картеру двигателя. Часть ступицы крепится также к подрамнику двигателя.

Переключение реверс-редуктора осуществляется с помощью двуплечего рычага тросами, идущими к рулевой балке.

Система охлаждения включает в себя самодельную помпу, ее привод — от болта крепления ротора генератора через резиновую муфту. Генератор — от мотоцикла «Восход», для питания электромотора вентилятора и светодиодных фар предусмотрен выпрямитель. Радиатор использован от отопителя «Жигулей», штатные патрубки заменены на 20-мм. На тройнике, на выходе из цилиндра и головки установлен датчик указателя температуры от автомобиля ЛуАЗ, от него же и сам указатель. На задней стенке корпуса буксировщика, в верхней части, смонтированы указатель температуры и тумблер включения и регулирования оборотов электродвигателя вентилятора. Верхняя часть задней стенки буксировщика имеет отверстия для выхода нагретого воздуха.

В заключение о результатах испытаний — проходимость ограничена только толщиной деревьев, сейчас двигатель на обкатке, поэтому скорость пока 20 км/ч, а грузоподъемность −100 кг.

Масса — 80 кг, полная длина — 2720 мм, по корпусу −1400 мм, по корпусу без бампера — 1340 мм, ширина — 920 мм, высота — 970 мм. Внутренняя ширина тоннеля в месте установки главной передачи — около 250 мм. Руль — мотоциклетного типа, его длина — 1320 мм, ширина между продольными трубами-рычагами — 400 мм, ширина по рукояткам — 730 мм, диаметр труб — 32 мм, материал — АМГ5. Гусеница — резинокапроновые ленты шириной 110 мм и 100 мм, соединенные грунтозацепами П-образной формы размерами 260×30×12 (длинаХширинаХвысота) мм, в средней части усилены отрезками 5-мм проволоки. Грунтозацепы крепятся болтами М5 с самоконтрящимися гайками. Зазор между лентами — 25 мм. К концам грунтозацепов приварены направляющие клыки из 6-мм проволоки. Концы лент тоже «сшиты» грунтозацепом и дополнительно еще двумя болтами с шайбами. Расстояние между гусеницами — 400 мм, клиренс — 220 мм. Ведущая звездочка — из капрона, ее диаметр — 220 мм. диаметр первого катка — 430 мм, второго и третьего катков — 250 мм. Ширина первого катка — 240 мм, второго — 80 мм, третьего — 40 мм. Расстояние между центрами ведущей звездочки и первого катка — 280 мм, между первым и вторым катками — 360 мм, между вторым и третьим катками — 320 мм.

А. КОКШАРОВ, пос. Лоухи, Карелия

Рекомендуем почитать