Общие сведения о вариаторах

Совсем недавно, считаясь новинкой в мире автомобилестроения, автоматическая коробка вариатор или бесступенчатая автоматическая коробка передач, теперь устанавливается во всех мировых брендахсовременных моделей автомобилей, таких как Audi, Toyota, Nissan, Mitsubishi, Nonda и другие. Несомненно, для того, чтобы быть уверенным в коректной работе механизма любимого автомобиля, нужно своевременно проходить диагностику CVT http://atfservice.ru/uslugi/remont-i-zamena-variatora/. В этой статье мы рассмотрим особенности данного вида автоматической коробки переключения передач, его достоинства и недостатки по сравнению с привычным всем «Автоматом». Итак, бороздя просторы интернета в поисках нового автомобиля или же просмотра автомобильных журналов и статей многие натыкались на характеристики автомобилей и встречали слово «вариатор». Все давно привыкли как к механической коробке передач, так и автоматической, а вот вариатор, как оказалось, гораздо реже оказывается на слуху.

История вариатора

Вариативная коробка переключения передач была изобретена всеми известным Леонардо да Винчи в 1490 году, а во второй половине 19-го века был выдан патент, а первый автомобиль, снабженный данным агрегатом появился аж через пять веков после его изобретения в 50-х годах 20-го века. Производитель легковых машин марка DAF впервые установили вариатор. Со временем и Volvoпредпринимали попытки установки чего-то похожего на свои автомобили, но, в отличии он нынешнего времени, большого распространения такой вид АКПП не получил.

Общие сведения о вариаторах

Continuously variable transmission или сокращенно CVT, он же вариатор конструктивно похож на автоматическую коробку передач. Внешне невозможно определить, какой именно тип коробки переключения передач установлен на автомобиле, потому что рычаг вариатора ничем не отличается от АКПП и имеет те же режимы работы: P, R, N, D и S. Но, не смотря на все сходства, принцип работы совершенно разный, в нем нет привычных пяти или шести скоростей, он оснащен, грубо говоря, бесконечным числом передач и они постоянно между собой варьируются, поэтому коробка так и называется. Такая технология полностью исключает всякого рода толчки при трогании с места, при повышении оборотов и прочие. В движении автомобиль, разгоняясь и снижая скорость, изменяет передаточное число.

Принцип работы вариатора

Существуют различные типы устройства вариатора, например, клиноременные, тороидальные и цепные, существуют и другие типы вариаторов. Клиноременный вариатор, обладающий шкивами переменного диаметра, является самым популярным.

Для простоты понимания, вариатор представляет собой пару однотипных трубок, которые расположены параллельно на небольшом расстоянии друг от друга. Если их стянуть резинкой и начать крутить одну, то и другая будет крутиться с одинаковой скоростью. А если, к примеру, трубки будут разного размера, то трубка с меньшим размером будет крутиться быстрее, чем с большим.

Вариатор работает по такому же принципу, только размер цилиндров в процессе работы постоянно меняется. Два шкива, представляющие собой каждый по два конуса, расположены друг к другу вершинами и между ними зажат специальный клиновый ремень. Конусы изменяют диаметры шкивов, двигаясь навстречу друг другу и обратно. Когда конусы двигаются друг к другу ремень огибает середину шкива по большому радиусу. А когда конусы раздвигаются, то наоборот, радиус получается маленький. Шкивы располагаются на ведущем и ведомом валах автомобиля, это позволяет изменять передаточное соотношения в очень широком диапазоне. Движение шкивов задает специальный гидравлический привод, который в современных автомобилях управляется с помощью электроники. Водитель выбирает режим работы — а электроника, в свою очередь, регулирует работу самого вариатора. Заданий ход автомобиля вариатор обеспечивает за счет планетарной передачи или другого специального узла, с помощью которого меняется вращение выходного вала.

Тороидальная модель вариатора состоит из роликов и соосных дисков, которые передают друг другу крутящий момент. Изменяя положение роликов, можно добиться изменения передаточного отношения.

Какой ремень используется в вариаторе

В клиноременные вариаторы не устанавливаются обычные прорезиненные ремни, так как он очень быстро изнашивается. Ремень такого вариатора обладает очень сложным строением. Например, ремнем может служить стальная лента или их несколько стальных лент, имеющих сложное сечение и специальное покрытие. На них насаживаются огромное количество стальных пластинок в форме трапеции. С помощью такой конструкции ремень способен передавать мощность как передней частью, примыкающей к ведущему валу, так и обратной.

На автомобилях ауди, к примеру, устанавливается вариатор с ремнем в виде широкой стальной цепи с пластинами, который соприкасается с конусами.

Цепь, контактируя со шкивом, имеет сильное давление, и передает довольно большое усилие, почти не проскальзывая, это обеспечивается специальной смазной жидкостью.

Достоинства вариатора

При увеличении скорости движения автомобиля, вариатор сам изменяет передаточное число, в соответствии с выбранной программой. Автомобиль, оснащенный вариатором, не изменяет обороты при наборе скорости. Двигатель автомобиля работает довольно шумно, издавая характерный рев, потому что после нажатия на педаль газа двигатель работает на высоких оборотах и сохраняет их в течении всего разгона, поэтому водителям, которые пересядут с машин, которые оснащены обычной АКПП, будет непривычно разгоняться. Зато динамика разгона значительно выше, что является неоспоримым плюсом. Так же в конструкцию вариаторов иногда предусматривают режим ручного переключения передач, как на стандартной АКПП с ручным последовательным режимом.

Тенденция увеличения количества передач в коробках-автомат обусловлена как раз возможной топливной выгодой и динамикой разгона, чем как раз славится герой этой статьи.

Недостатки вариатора

Как и другие коробки переключения передач, вариатор имеет ряд недостатков, а именно:

1) Вариаторы несовместимы со многими современными мощными двигателями, поэтому, в большинстве случаев, они устанавливаются на машины эконом и среднего класса. Однако есть и исключения, например, внедорожник Nissan Murano оснащен двигателем мощностью 234 лошадиные силы с клиноременным вариатором X-tronic. Он считается самой крупной и тяжеловесной моделью, на которую устанавливается вариатор.

2) Одним из основных недостатков вариатора является их дорогостоящий ремонт и обслуживание. Плюс ко всему он нуждается в специальной трансмиссионной жидкости, стоимость которой тоже далеко не низкая. Замена ремня производится каждые 100-150 тысяч километров пробега, а замена масла раз в 40-50 тысяч километров, что значительно больше, чем у традиционной АКПП, но и цена остается значительно выше.

Итог

Автомобильная коробка вариатор, несмотря на все минусы, приобретает всё большую и большую популярность в автомобильном мире благодаря высокой динамике автомобиля, безопасности и комфорту, как при необходимости резкого разгона, так и размеренной, неспешной езде. Машины с вариатором выходят высокоэкономичными и дешевле, чем с обычной автоматической коробкой переключения передач. Количество передач в коробке вариатор сосчитать невозможно, а значит стандартным АКПП никогда не добраться до вариатора даже при наличии в современных двигателях 8 и даже 9 ступеней скорости.