Лобовой вариатор винтового пресса

По своему устройству вариаторы подразделяются на несколько видов. Фрикционный тип включает в себя:

  • лобовые;
  • конусные;
  • шаровые;
  • многодисковые;
  • тороидальные;
  • волновые;
  • дискошариковые;
  • клиноременные.

А вот вариаторы зацепления подразделяются на:

  • вариаторы цепного типа
  • высокомоментные вариаторы.

К достоинствам фрикционных вариаторов относятся простота их конструктивных исполнений, бесшумная и плавная работа, безаварийный режим при случайных перегрузках.

К недостаткам относятся довольно большие радиальные нагрузки на опорные узлы валов, превышающие порой передаваемое окружное усилие до 35 раз, что может повлечь за собой интенсивный износ рабочих узлов фрикционных вариаторов и разрушение катков. Кроме того при изменении нагрузки фрикционные вариаторы не сохраняют постоянства передаточного числа, а их КПД невысок.

В машиностроении в силовых приводах обычно используют фрикционные вариаторы, которые имеют максимальную среди вариаторов мощность равную сотням киловатт.

Вариаторы классифицируются на одноступенчатые и двухступенчатые. Главное кинематическое значение для любого вариатора это его диапазон регулирования (Д), который определяется отношением максимального к минимальному передаточному отношению:

Д = umax / umin

Диапазон регулирования для одноступенчатых вариаторов обычно в диапазоне от 3...6. При увеличении диапазона регулирования КПД вариатора снижается.

На многих агрегатах и узлах большим спросом пользуются вариаторы с различным конструктивным исполнением, однако в автомобилестроении прижились пока лишь два типа вариаторов: клиноременные и тороидальный.