Лобовой фрикционный вариатор
Использование: машиностроение, транспортные средства, для бесступенчатой регулировки скорости вращения. Сущность изобретения: фрикционный лобовой вариатор содержит корпус 1, входной вал 2, и выходной вал 3. Кинематический делитель 4 силового потока связан с входным валом, а кинематический сумматор 5 силовых потоков — с выходным валом. Ролики 6 первой группы связаны с выходами кинематического делителя 4 силового потока. Ролики 7 второй группы связаны с входами сумматора 5. Промежуточный узел включает две пары дисков 8, 9 и 11, 12, подпружиненных относительно друг друга пружинами 10 и 13. Диски попарно соединены между собой посредством подвижных шлицевых соединений и размещены на общей оси 14. Ролики 6 и 7 фрикционно связаны с поверхностями соответствующих дисков. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Из предшествующего уровня техники известен фрикционный вариатор [1] содержащий корпус, по крайней мере один диск, закрепленный на выходном валу и взаимодействующий с двумя роликами, синхронно перемещаемыми в осевом направлении, при этом один из роликов закреплен на выходном валу, а другой — на первом плече шарнирно закрепленного рычага, второе плечо которого подпружинено. Кроме того, входной и выходной валы выполнены упругими.
Известен фрикционный лобовой вариатор [2] взятый в качестве прототипа и содержащий, корпус, установленные в нем на подшипниках ведущий и ведомый ролики, промежуточный гибкий диск переменной толщины и поджимные ролики, при этом промежуточный диск установлен с возможностью перемещения в направлении вдоль осей роликов.
В основу изобретения поставлена задача разработать фрикционный лобовой вариатор, конструктивное выполнение которого обеспечило бы повышение КПД.
Кроме того, N-1 роликов каждой группы установлены с возможностью осевого перемещения и фиксации в заданном положении.
На чертеже схематично изображен фрикционный лобовой вариатор.
Входной вал 2 связан с входом кинематического делителя 4 силового потока, выходы которого соединены с соответствующими роликами 6 первой группы, установленными в подшипниках 17. Ролики 6 и 7 фрикционно связаны с поверхностями соответствующих дисков 8, 9, 11 и 12. Ролики 7, установленные в подшипниках 18, соединены с входами кинематического сумматора 5 силовых потоков, выход которого соединен с выходным валом 3. Ролики 6 первой группы, за исключением одного, установлены с возможностью осевого перемещения и фиксации в заданном положении. Связь этих роликов с выходами делителя 4 силовых потоков осуществляется посредством подвижных шлицевых соединений 19. Аналогично ролики 7 второй группы, за исключением одного, также установлены с возможностью осевого перемещения и фиксации в заданном положении (на чертеже условно показаны в виде двухсторонних стрелок).
При вращении входного вала 2 посредством кинематического делителя 4 силового потока приводятся во вращение ролики 6 первой группы. За счет трения диски 8, 9, 11 и 12 приводятся во вращение. Необходимое усилие прижатия роликов 6 и 7 к дискам 8, 9, 11 и 12 обеспечивается пружинами 10 и 13, размещенными между каждой парой дисков 8, 9 и 11, 12. Нормальный режим работы вариатора (без проскальзывания роликов 6 и отсутствия изгибающих моментов на ось 14) обеспечивается в том случае, когда окружные скорости роликов 6 равны окружным скоростям соответствующих им дисков 8, 9, 11 и 12 в местах их касания с роликами 6. В процессе подготовки вариатора к работе осуществляется установка и фиксация роликов 6 относительно дисков 8, 9, 11 и 12 таким образом, чтобы выполнялось вышеуказанное условие работы вариатора без проскальзывания роликов 6 и без возникновения изгибающих усилий на ось 14.
Регулировка вращения роликов 7 осуществляется путем перемещения оси 14 промежуточного узла вправо-влево (на чертеже показано в виде двухсторонней стрелки).
2. Вариатор по п.1, отличающийся тем, что N 1 роликов каждой группы установлены с возможностью осевого перемещения и фиксации в заданном положении.