Квадроцикл с вариатором зимой эксплуатация

Наши постоянные читатели, возможно, помнят материал об особенностях езды на снегоходах (см. «Колеса», № 110). На этот раз мы решили поднять не менее актуальную тему: как правильно эксплуатировать квадроциклы (ATV)? Нужно ли их регистрировать, получать права на управление квадрациклом? На что нужно обращать особое внимание при эксплуатации такого транспортного средства???

На эти и другие вопросы мы попросили ответить специалистов Группы компаний «ПЕТРОСЕТ» — официального дилера корпорации YAMAHA.

Где и как регистрировать квадроцикл?

Главный вопрос, который наверняка интересует многих: можно ли вообще не регистрировать квадроцикл, если эксплуатировать его планируется где-нибудь в глухой деревне — и то исключительно в окрестных лесах и полях? Как выяснилось, часть покупателей подобной техники именно так и поступает, однако здесь необходимо учитывать несколько моментов.

Во-первых, при последующей перепродаже квадроцикла его все равно придется ставить-снимать с учета.

Во-вторых, законодательство в данной сфере постоянно ужесточается, и к тому моменту, как законотворцы в очередной раз решат закрутить гайки, лучше, чтобы ваша техника изначально эксплуатировалась в соответствии с буквой закона.

В третьих, имейте в виду, что без световых приборов, поворотников и зеркал заднего вида по дорогам общего пользования передвигаться запрещено.

Ну, и в-четвертых, реакция ГИБДД на подобную технику пока непредсказуема, и если инспектор увидит у вас в прицепе квадроцикл, лучше, чтобы на него имелись все необходимые документы, а на самом аппарате стоял государственный номер. Хотя сотрудники ГИБДД, в принципе, не имеют права штрафовать за незарегистрированный ATV, подобные случаи с некоторыми владельцами подобной техники уже случались.

Регистрацией квадроциклов (постановкой-снятием с учета), выдачей государственных номеров и прав на них занимается Гостехнадзор. Там же можно пройти обучение. Никаких трудностей не возникнет у тех, у кого в водительских правах имеется открытая до 2003 г. категория «А».

Но даже если ваш квадроцикл оформлен и зарегистрирован в полном соответствии с действующими правилами, стоит иметь в виду, что по дорогам общего пользования на подобной технике разрешено передвигаться исключительно в крайнем правом ряду со скоростью не более 30 км/ч.

Кроме того, шины низкого давления, устанавливаемые на ATV, не предназначены для асфальта и очень быстро на нем стираются. Плюс ко всему, на квадроциклах нет межколесного дифференциала в задней оси, что улучшает проходимость, но ухудшает управляемость: в повороте на жестком покрытии квадроцикл всячески стремится спрямить траекторию.

Эксплуатация и обслуживание

Так как производители квадроциклов, как правило, не стремятся выжать максимально возможную мощность из скромного литража, силовые агрегаты на ATV отличаются большим моторесурсом и высокой надежностью.

Трансмиссия (бесступенчатый вариатор) тоже достаточно надежна, и даже ремень вариатора от излишнего износа не страдает, так как всегда вращается при работающем двигателе. Специалисты «Петросета» припомнили даже случай, когда на сервис к ним поступила модель Grizzly после 450 ч работы (что очень много), и замена ремня на нем не требовалась. Процедуру же техобслуживания рекомендуется проводить раз в полгода, либо после 160 ч работы, либо в зависимости от пробега.

Так как эксплуатируется подобная техника, как правило, в условиях жесткого бездорожья (есть даже любители ездить по болотам), максимальному износу подвержена, в основном, ходовая часть. Особенно страдают сальники, манжеты, рулевые тяги и амортизаторы.

Вместе с тем, утилитарные модели (а именно на них приходится основная часть продаж) отличаются повышенной защитой всех жизненно важных узлов и агрегатов. И даже если вода попадет в вариатор (а в нем, к слову, предусмотрена специальная сливная пробка), он продолжит работать как ни в чем не бывало.

Кстати, о воде: утилитарные квадроциклы отличает максимально высокое расположение всех воздухозаборников, а на моделях Yamaha — и бортовой электроники. В этой связи, хотя производитель и рекомендует при преодолении брода погружать колеса в воду не более чем наполовину, в случае особой необходимости этот предел можно и превысить.

Однако проводить самостоятельные эксперименты по определению максимальной глубины преодолеваемого брода специалисты настоятельно не рекомендуют: если квадроцикл все же «хлебнет» воды, реанимировать его в полевых условиях будет очень сложно.

ATV — аппарат, в принципе, всесезонный, и эксплуатировать его с успехом можно как летом, так и зимой. Вместе с тем, необходимо учитывать, что, во-первых, в глубоком снегу он может сесть «на брюхо» (в этой ситуации не спасут даже колесные цепи). Во-вторых, на квадроциклах стоят, как правило, аккумуляторы небольшой емкости; соответственно, при минусовой температуре их отдача снижается.

В остальном же, квадроциклы — очень и очень надежная техника. Четырехтактные двигатели имеют замкнутую жидкостную систему охлаждения, а мосты — герметичны, поэтому данная схема работает практически безотказно.

Кроме того, ATV универсальны, а на вторичном рынке очень медленно теряют в цене (трехлетняя модель ненамного дешевле новой), так что квадроцикл, помимо всего прочего, — это и весьма выгодное вложение средств.