Конусно кольцевой вариатор
В основной гидросистеме зерноуборочных комбайнов СК-3, СК-4, «Сибиряк» и их модификаций применяют два последовательно включенных распределителя кранового типа: 34-9-6 — для изменения положения вариатора скорости комбайна и 34-9-2 — для управления тремя потребителями (подъем и опускание жатки, подъем и опускание мотовила, изменение частоты вращения мотовила), имеющими гидроцилиндры одностороннего действия. Вначале поток масла от насоса поступает в распределитель вариатора скорости комбайна, а затем в распределитель, управляющий тремя потребителями.
В гидросистеме самоходного шасси применен один распределитель для управления тремя потребителями, имеющими гидроцилиндры одностороннего действия.
Распределитель 34-9-6 (рис. 79) состоит из корпуса 7, крапа 9, крышек 3 и 10 и штуцеров, расположенных в одной вертикальной плоскости. Крышки и выходящий наружу хвостовик крана уплотнены резиновыми кольцами круглого сечения. Между краном и крышками имеется небольшой осевой люфт.
Нижний штуцер 12 (сливной) трубопроводом соединен с распределителем, управляющим тремя потребителями. К штуцеру 13 подсоединяют нагнетательный трубопровод от насоса. Штуцера 5 и 8 соединены с полостями гидроцилиндра вариатора скорости. Отверстия в корпусе, в которые ввернуты штуцера, оканчиваются дросселями диаметром 1 мм. Дроссели ограничивают расход масла, нагнетаемого и сливаемого с поршневого гидроцилиндра вариатора скорости, вследствие чего скорость комбайна изменяется плавно, без больших ускорений.

Рис. 79. Распределитель 34-9-5 вариатора скорости:
1 — грязесъемная манжета; 2 и 4 — резиновые уплотнительные кольца; 3 и 10 — крышки; 5, 8, 12 и 13 — штуцера; 6 и 11 — медные прокладки; 7 — корпус; 9 — кран.
Высокие требования предъявляются к правильности геометрической формы отверстия корпуса и поверхности крана — их эллипсность и конусность не должна превышать 0,006 мм. В нижней части кран имеет расточку, которая вместе с корпусом и крышкой 10 образует камеру слива, соединенную отверстием в корпусе со штуцером 12. Радиальным отверстием в кране камера слива сообщается с осевым каналом крана, с которым соединены еще три сквозных радиальных отверстия. Одно из этих отверстий овальное и при нейтральном положении крана совпадает с таким же отверстием в корпусе, которое соединено со штуцером 13. Два других отверстия малого диаметра лежат в тех же сечениях, что и отверстия штуцеров 5 и 8. Эти отверстия при нейтральном положении крана смещены на 60° по и против часовой стрелки относительно отверстий для штуцеров.
Кран имеет две пары симметричных пазов, расположенных в тех же радиальных плоскостях, что и отверстия малого диаметра в кране. Все пазы соединены между собой двумя кольцевыми канавками.
При работе распределителя утечки масла через зазоры кран—корпус попадают не только в сливную камеру, но и в зазор между торцом крана и верхней крышкой. Если эти утечки будут скапливаться в верхнем торце крана, то это приведет к возрастанию давления на верхнюю торцовую поверхность крана при включении потребителей. От этого возрастает момент трения между краном и нижней крышкой. Для разгрузки крана от осевых давлений в верхнем торце крана имеется кольцевая расточка, соединенная отверстием с осевым каналом крана.
При нейтральном положении крана масло, нагнетаемое насосом, через овальные отверстия 4 (рис. 80) корпуса и крана, осевой капал 8, радиальное отверстие крана попадает в камеру 7 слива и далее к распределителю, управляющему тремя потребителями. В этом положении крана масло в обеих полостях гидроцилиндра вариатора скорости заперто и вариатор остается неподвижным.
При повороте крана на 60° овальное отверстие 4 крана смещается относительно такого же отверстия корпуса. Благодаря этому масло, нагнетаемое насосом, не может свободно сливаться через осевой канал 8 крана в сливную камеру 7. С овальным отверстием корпуса совпадает один из пазов крана. Одновременно диаметрально противоположный паз совпадает с отверстием корпуса, соединенном со штоковой или бесштоковой полостью гидроцилиндра вариатора скорости. Масло, нагнетаемое насосом, через овальное отверстие 4, осевые пазы и кольцевые расточки крана, радиальное отверстие корпуса поступает в одну из полостей гидроцилиндра, поднимая или опуская вариатор скорости. Вытесняемое из другой полости гидроцилиндра масло через радиальное отверстие корпуса и совпадающее с ним радиальное отверстие 2 или 5 (показано пунктиром) крана и осевой канал 8 крана поступает в камеру 7 слива и через распределитель, управляющий тремя потребителями, сливается в гидробак.

Рис. 80. Схема работы распределителя вариатора скорости:
а — нейтральное положение; б — увеличение скорости комбайна; в — уменьшение скорости комбайна; 1, 2 и 6 — отверстия; 3 и 5 — пазы; 4 — овальное отверстие; 7 — сливная камера; 8 — осевой канал.
Поток масла в одну из полостей гидроцилиндра вариатора скорости и слив его из другой полости этого гидроцилиндра ограничивают дроссельные отверстия в корпусе распределителя. Избыток же потока масла, создаваемого насосом, сливается в гидробак через предохранительный клапан, который в этом случае выполняет роль переливного.
Механизм переключения распределителя вариатора скорости (рис. 81) автоматически возвращает кран из любого рабочего положения в нейтральное после снятия усилия комбайнера, а также обеспечивает совпадение каналов и пазов крана с отверстиями в корпусе при нейтральном и рабочих положениях крана.
Корпус 9 механизма отлит из ковкого чугуна и закреплен на хвостовике крана распределителя 11 стопорным конусным болтом 10, который от раскручивания фиксируют проволокой. На корпус надета предварительно скрученная пружина 8, имеющая два отогнутых конца: нижний упирается в прилив корпуса 9, верхний — в ус специальной шайбы 6. Валик 4 соединен с корпусом 9 шплинтом 5, который удерживает также и шайбу 6.
Рычаг 2 с шаровой ручкой 1 закреплен на верхней части валика коническим штифтом 3, специальная стойка 7 — на площадке водителя с помощью двух шпилек, ввернутых в корпус распределителя. Стойка расположена между двумя отогнутыми концами пружины.
При повороте рычага 2 по часовой стрелке (рис. 81, а) нижний конец пружины перемещается вместе с выступом корпуса 9, а верхний остается на месте, упираясь в стойку. При повороте его против часовой стрелки (рис. 81, б) верхний конец пружины перемещается вместе с усом специальной шайбы, а нижний остается на месте, упираясь в стойку. В обоих случаях пружина скручивается, а после снятия усилия возвращает кран, а вместе с ним и рычаг 2 в нейтральное положение(рис. 81, б). Максимальный угол поворота крана по или против часовой стрелки ограничивает упор литых приливов корпуса в стойку.

Рис. 81. Механизм переключения распределителя вариатора скорости:
а — в — различные положения рычага переключения; 1 — шаровая ручка; 2 — рычаг; 3 — штифт; 4 — валик; 5 — шплинт, 6 — шайба; 7 — стойка; 8 — пружина; 9 — корпус; 10 — стопорный болт; 11 — распределитель вариатора скорости.
Механизм переключения распределителя вариатора скорости не требует регулировок. Установка его в нейтральное и рабочее положение обеспечена конструкцией его и распределителя.
Для проверки правильности установки крана относительно корпуса распределителя отсоединяют нагнетательный трубопровод, вывертывают штуцер и после вытекания части масла через отверстие, из которого вывернут штуцер, при нейтральном положении крана проверяют совпадение овальных отверстий в корпусе распределителя и крана. Щуп (штырь) диаметром 7,5 мм должен свободно проходить через овальные отверстия корпуса и крана. Если штырь не проходит, необходимо отрихтовать стойку.
Распределитель 34-9-2 (рис. 82) для управления тремя потребителями имеет такие же крышки 1 и 9, уплотнения и грязесъемную манжету, как и распределитель вариатора скорости.
Корпус 5 и край 6 распределителя, управляющего тремя потребителями, и распределителя вариатора скорости изготавливают из одинаковых материалов и к ним предъявляют одинаковые требования по чистоте и отклонению от геометрических форм рабочих поверхностей. Для облегчения подбора пар корпус и кран имеют одинаковые сортировочные группы.
В корпусе 5 сделаны две внутренних кольцевых проточки, верхняя из которых — нагнетательная — соединена с отверстием для штуцера 10. К штуцеру подсоединяют нагнетательный трубопровод от распределителя вариатора скорости. Нижняя кольцевая проточка вместе с торцом крана и нижней крышкой образует камеру слива, которая соединена двумя сквозными отверстиями в кране с верхней камерой слива, образованной верхней крышкой, торцом крана и корпусом. Верхняя камера слива соединена со штуцером 11, к которому подсоединяют сливной трубопровод и гидробак.
В корпус крана ввернуты также штуцера 12, 13 и 14, расположенные в одной горизонтальной плоскости через каждые 60°. К этим штуцерам подсоединены трубопроводы от гидроцилиндров вариатора мотовила, подъема и опускания жатки и подъема и опускания мотовила. Отверстия, в которые ввернуты крайние штуцера, оканчиваются дросселями диаметром 2 мм. Дроссели ограничивают расход масла, нагнетаемого и сливаемого из гидроцилиндров подъема и опускания мотовила и вариатора мотовила. Благодаря этому поднимается и опускается мотовило, а также изменяется частота вращения мотовила сравнительно плавно.
Отверстие для ввертывания среднего штуцера имеет продолговатую форму, которая не создает больших сопротивлений потоку жидкости. Через это отверстие во время подъема жатки проходит весь поток масла, нагнетаемого насосом основной гидросистемы.

Рис. 82. Распределитель 34-9-2, управляющий тремя потребителями гидросистемы комбайнов:
1 и 9 — крышки; 2 — грязесъемная манжета; 3, 4 и 8 — резиновые уплотнительные кольца круглого сечения; 5 — корпус; 5 — кран; 7 — медная прокладка; 10—14 — штуцера.
В кране имеется два диаметрально противоположных паза, соединенных между собой двумя радиальными отверстиями. Осевое перемещение крана вниз ограничивает упор торца крана в нижнюю крышку, а вверх — упор буртика хвостовика крана в верхнюю крышку.
В отличие от распределителя вариатора скорости в распределителе, управляющем тремя потребителями, кран, помимо углового перемещения, имеет также и осевое перемещение.
Кран в этом распределителе может занимать три угловых положения, каждое из которых соответствует определенному потребителю (рис. 83): среднее — управление высотой установки жатки; поворот крана на 60° по часовой стрелке — управление частотой вращения мотовила; поворот на 60° против часовой стрелки — управление высотой установки мотовила.
Для подъема жатки и мотовила или увеличения частоты вращения мотовила крап перемещают вверх. При этом нагнетательная расточка в корпусе крана разъединяется с верхней сливной камерой и соединяется с продольными пазами крана.
Поток масла от насоса нагнетается из нагнетательной расточки по осевым пазам, радиальным отверстиям, соединяющим эти пазы с отверстием одного из штуцеров 12, 13 или 14, и далее по трубопроводу к гидроцилиндрам потребителя.
При перемещении крана-распределителя вниз масло, вытесняемое из гидроцилиндров, к потребителям попадает через одно из отверстий штуцеров и далее по пазам крана и радиальным отверстиям, соединяющим эти пазы, сливается в нижнюю камеру слива, из которой по двум осевым отверстиям попадает в верхнюю камеру слива. В камере слива поток масла, вытесняемого из гидроцилиндров, смешивается с потоком масла, нагнетаемого насосом, и далее но трубопроводу сливается в гидробак.
Механизм переключения распределителя, управляющего тремя потребителями, гидросистемы комбайнов СК-3, СК-4, СКД-5 и их модификацией (рис. 84) обеспечивает совпадение каналов и пазов крана с отверстиями и проточками корпуса при нейтральном и рабочих положениях крана.

Рис. 83. Схема работы распределителя 34-9-2:
а — подъем и опускание жатки; б — подъем и опускание мотовила; в — изменение частоты вращения мотовила; I — нейтральное положение; II — подъем; III — опускание.
Хвостовик 20 крана соединен с валиком 13 муфтами 16 и 18, позволяющими регулировать установку крана относительно корпуса в осевом и угловом положениях. Муфта 18 с хвостовиком крана соединена цилиндрическим штифтом 19, а муфта 16 с валиком 13 — заклепкой 14. Нижний конец валика входит в отверстие муфты 18. Верхняя муфта имеет 10, а нижняя — 11 равномерно расположенных по окружности отверстий. Правильное угловое положение крана в корпусе фиксирует болт 15, устанавливаемый в наиболее точно совпадающие отверстия фланцев муфт. По оси кран регулируют прокладками 17, устанавливаемыми между муфтами.
Верхний конец валика входит в отверстие фланца 7, который крепят тремя болтами к кронштейну 1 рулевой колонки. В кольцевой расточке фланца размещена обойма 6 с двумя ушками. Вилка рычага 9 с валиком 13 соединена шарнирно, а с ушками обоймы 6 — через звено 2. Стержень рычага 9 перемещается внутри трех вертикальных пазов направляющей 12 и соединяющего их горизонтального паза.
Во фланце 7 просверлен радиальный канал, в котором размещена пружина 5 с двумя шариками 4. При перемещении рычага 9 по горизонтальной прорези валик 13 и обойма 6 вращаются как единая система, при этом один из шариков входит в канавку валика, а другой упирается во внутреннюю поверхность обоймы, имеющей три лунки.
Пружина 5 подобрана так, что при упоре шарика во внутреннюю поверхность обоймы вне лунки она сжимается до соприкосновения витков. В этом случае нельзя поднять или опустить валик, так как этому препятствует шарик, помещенный в кольцевую проточку валика. Подъем или опускание валика возможны только при совпадении шарика с одной из лунок обоймы, что соответствует положению стержня рычага в одном из вертикальных пазов направляющей. При перемещении рычага 9 вверх или вниз по вертикальным пазам направляющей шарик выдавливается из проточки валика, фиксируя неподвижное положение обоймы, чем исключается угловое смещение валика и соединенного с ним крана распределителя. Следовательно, шарики с пружиной являются замком, фиксирующим положения валика и обоймы.
Для правильной установки крана относительно его корпуса рычаг 9 подают в нейтральное положение среднего паза направляющей, при этом шарик должен войти в лунку обоймы 6 и кольцевую проточку валика. Средний штуцер распределителя отсоединяют от трубопровода, связанного с гидроцилиндром подъема и опускания жатки. Вращая нижнюю муфту 18 (при разъединенных муфтах), устанавливают кран так, чтобы щуп (штырь) диаметром 7,5 мм проходил через продолговатое отверстие корпуса в продольный паз крана (рис. 85, а). Подбирают такое количество регулировочных прокладок 17 (рис. 84), чтобы расстояние от площадки до нижней муфты было 50,5 мм.

Рис. 84. Механизм переключения распределителя, управляющего тремя потребителями:
1 — кронштейн рулевой колонки; 2 — звено; 3, 8 и 11 — оси; 4 — шарик; 5 — пружина; 6 — обойма; 7 — фланец; 9 — рычаг; 10 — шаровая ручка; 12 — направляющая; 13 — валик; 14 — заклепка; 15 — болт с гайкой и пружинной шайбой; 16 и 18 — муфты; 17 — регулировочные прокладки; 19 — цилиндрический штифт; 20 — хвостовик крана распределителя; I — увеличение частоты вращения мотовила; II — подъем жатки; III — подъем мотовила; IV —опускание мотовила; V — опускание жатки; VI — уменьшение частоты вращения мотовила.

Рис. 85. Проверка правильности установки крана относительно корпуса в распределителе, управляющем тремя потребителями:
а — в гидросистеме комбайнов; б — в гидросистеме самоходного шасси.
Стяжной болт 15 с гайкой, пружинной шайбой и комплектом регулировочных прокладок устанавливают в наиболее точно совпадающие отверстия муфт и стягивают муфты.
На заводе после окончания установки крана относительно корпуса распределителя на муфтах ставят метки (керном), по которым и следует устанавливать кран (рис. 85). Если необходимо разъединять муфты, то предварительно проверяют наличие меток против совпадающих отверстий. Если таких меток нет, то их наносят керном перед разъединением. Регулировочные прокладки обезличивать нельзя.
Распределитель ГА-02010, управляющий тремя потребителями в гидросистеме самоходного шасси (рис. 86—87), работает при более высоком рабочем давлении, чем в гидросистеме зерноуборочных комбайнов (при подъеме кузова до 100 кгс/см2, при работе предохранительного клапана до 125—130 кгс/см2). В связи с этим чугунный корпус этого распределителя имеет более толстые стенки.

Рис. 86. Распределитель с двухрежимным предохранительным клапаном гидросистемы самоходного шасси:
1 — шпиндель; 2 — стопорное кольцо; 3 — шайба; 4 — корпус предохранительного клапана; 5, 14, 15, 18, 19, 26, 27, 30, 32 и 33 — резиновые уплотнительные кольца; 6 и 9 — шарики; 7 и 10 — направляющие; 8, 11 — пружины; 12 и 13 — направляющие; 16 и 11 — винты; 20—24 — штуцера; 25 и 35 — крышки; 28 — медная прокладка; 29 — кран; 31 — корпус крана; 34 — грязесъемная манжета.
В распределителе комбайнов два длинных продольных паза в кране соединены между собой отверстиями, благодаря чему кран уравновешен в радиальном направлении. При давлениях до 50—60 кгс/см2 при таком уравновешивании усилие на ручке не превышает допустимых норм. Однако при более высоких рабочих давлениях неуравновешенные радиальные силы, действующие на кран и прижимающие его к стенкам корпуса, вызывают увеличение усилий перемещения крана. Неуравновешенные на кран радиальные силы возникают от того, что в зазорах между корпусом и краном от зон высокого давления к зонам слива давление падает неодинаково на всех участках. Характер падения давления зависит от ряда факторов, в том числе и отклонений от правильности геометрических форм крана и корпуса (эллипсность, конусность).
Величина неуравновешенной силы в кране с продолговатыми пазами выше, чем в кране с круглыми отверстиями. Поэтому для сокращения радиальной неуравновешенности крана в распределителе самоходного шасси длинные продолговатые пазы заменены двумя сквозными радиальными отверстиями, соединенными между собой осевым каналом.
Распределитель гидросистемы самоходного шасси не имеет дросселей в отверстиях под штуцера. Это вызвано тем, что при навеске различных машин на шасси к распределителю подсоединяют различные потребители, требующие различный расход масла. Для ограничения расхода к потребителям в навесных машинах дроссели выполняют в тройниках, угольниках и штуцерах.
Распределитель устанавливают на самоходное шасси вместе с предохранительным клапаном. Для их соединения в корпусе распределителя имеется два радиальных отверстия с фланцами: верхнее — для нагнетания, нижнее — сливное. Для уплотнения фланцев применяют резиновые кольца круглого сечения.
Масло от насоса поступает в предохранительный клапан и через верхнее отверстие в корпусе крана попадает в его верхнюю кольцевую расточку. Сливается масло из распределителя через сливной штуцер, соединенный с верхней сливной камерой распределителя так же, как в распределителе комбайнов. При срабатывании предохранительного клапана масло из него сливается в нижнюю сливную камеру распределителя.

Рис. 87. Схема работы распределителя ГА-02010 гидросистемы самоходного шасси СШ-75:
а — второй потребитель; б — первый потребитель; в — третий потребитель; I — нейтральное положение; II — подъем; III — опускание.
Механизм переключения распределителя самоходного шасси СШ-75 (рис. 88) представляет собой отдельный агрегат и обладает некоторой особенностью — его монтируют на общей стойке вместе с распределителем и предохранительным клапаном. Это позволяет собирать и регулировать его вне самоходного шасси.
К трубчатой стойке 21 снизу приварен фланец 24 для крепления распределителя, а сверху — головка механизма, состоящая из фланца 7, боковины 6 и донышка 19. В кольцевой расточке фланца размещена литая из ковкого чугуна обойма 8 со стойкой. Обойма снизу удерживается буртиком фланца 7, сверху — штампованной крышкой 4. Поверхность обоймы, соприкасающаяся с цилиндрической поверхностью фланца, выполнена сферической, что предотвращает заклинивание обоймы при ее перекосах. Как и в гидросистеме самоходного комбайна СК-4, механизм переключения распределителя самоходного шасси имеет замок для фиксации валика или обоймы в необходимых положениях. Отличие заключается только в том, что в механизме самоходного шасси минимальное расстояние между шариками определяет длина штифта 2, а не длина сжатой до соприкосновения витков пружины. К валику 5 снизу приварены муфта 15 и платик 14 с отверстием под ось 11. Вилка 12 шарнирно закреплена осью 10 на стойке обоймы 8. Через продолговатые отверстия вилки проходит ось 11. В вилку ввернут рычаг 13 с шаровой ручкой 27. Выступающий конец крана распределителя 26 соединен цилиндрическим штифтом 23 со втулкой, сваренной с валиком 22. На валике цилиндрическим штифтом 20 закреплена нижняя муфта 18. Выступающий из муфты 18 конец валика 22 входит в отверстие муфты 15.
При помощи муфт и регулировочных прокладок 17 регулируют положение крана относительно корпуса распределителя в осевом и угловом направлениях при снятой направляющей.
В осевом направлении кран устанавливают так, чтобы он перемещался из нейтрального положения в нижнее до упора в нижнюю крышку распределителя на 16±1 мм и в верхнее до упора в верхнюю крышку распределителя на 24+1 мм. Для удобства такой регулировки снимают крышку 4 и величину перемещения крана определяют по замерам между верхним торцом валика 5 и обоймы 8 (или фланца 7).

Рис. 88. Механизм переключения распределителя гидросистемы самоходного шасси СШ-75:
1 — шарик; 2, 20 и 23 — штифты; 3 — пружина; 4 — крышка; 5 и 22 — валики; 6 — боковина; 7 и 24 — фланцы; 8 — обойма; 9 — трафарет; 10 и 11 — оси; 12 — вилка; 13 — рычаг; 14 — платик; 15 — верхняя приваренная муфта; 16 — болт с гайкой и пружинной шайбой; 17 — регулировочные прокладки; 18 — нижняя муфта; 19 — донышко; 21 — трубчатая стойка; 25 — предохранительный клапан; 26 — распределитель; 27 — шаровая ручка.
В угловом направлении кран относительно корпуса устанавливают так, чтобы при положении рычага 13 в среднем вертикальном пазу направляющей плоскость радиальных каналов крана совпадала с осью среднего штуцера к потребителям. Для этого устанавливают рычаг 13 с ручкой в нижнее или верхнее положение.
Муфту 18 вращают до тех пор, пока штырь диаметром 8,5 мм, вставленный в отверстие среднего штуцера, не пройдет в радиальное отверстие в кране (см. рис. 85, б). Стяжной болт 16 (см. рис. 88) с комплектом регулировочных прокладок 17 устанавливают в наиболее точно совпадающие отверстия муфт и стягивают муфту болтом с гайкой, подложив под нее пружинную шайбу. При правильно отрегулированном в угловом направлении кране относительно корпуса штырь диаметром 5,5 мм, вставленный в два крайних штуцера, при положении рычага 13 в крайнем верхнем и нижнем положениях должен свободно проходить в радиальное отверстие крана.
При установке направляющей проверяют, чтобы рычаг 13 в крайнем верхнем и крайнем нижнем положениях имел зазор с верхними или нижними кромками пазов не менее 1,5 мм.
При сборке, испытании и монтаже распределителей принимают меры, предотвращающие попадание пыли или посторонних предметов внутрь. Перед сборкой детали распределителей проверяют, чтобы на их трущихся и сопрягаемых поверхностях не было забоин, заусенцев или других механических повреждений. Все детали промывают, а их каналы продувают сжатым воздухом. Резиновые уплотнительные кольца круглого сечения, носок грязесъемной манжеты, а также трущиеся и сопрягаемые поверхности всех деталей распределителя смазывают дизельным маслом. В канавки уплотнительные кольца устанавливают без перекручивания и повреждений. Если при сборке медную прокладку используют повторно, то ее предварительно отжигают. Для облегчения подбора пар кран-корпус отверстия в корпусе по наименьшей замеренной величине диаметра, а поверхность крана по наибольшей замеренной величине диаметра сортируют на группы с разницей размеров в каждой подобранной группе до 0,006 мм.
Во время сборки кранов с корпусами руководствуются размерными группами этих деталей. Правильно подобранный кран наиболее плотно входит в корпус и при наличии смазки легко перемещается в корпусе под действием собственного веса или легкого нажатия рукой. Рекомендуемый зазор между краном и корпусом 8— 16 мк для распределителя вариатора скорости и 4—10 мк для распределителя, управляющего тремя потребителями.
В собранных распределителях краны свободно от руки перемещаются в угловом и осевом направлениях без заеданий.
Распределители испытывают на герметичность соединения кран-корпус и герметичность уплотнений. При испытании распределителей на герметичность применяют дизельное масло Дп-11 при температуре 70°С. При испытании распределителей при температуре масла ниже 70°С подбирают такие масла, чтобы их вязкость при температурах испытания соответствовала вязкости масла Дп-11 при температуре 70°С.
Герметичность соединения кран-корпус испытывают без крышек при нейтральном положении кранов. В распределителе вариатора скорости давление 50 кгс/см2 подводят со стороны штуцеров 5 и 8 (см. рис. 79), предназначенных для подсоединения трубопроводов к гидроцилиндру вариатора скорости. Утечки масла через зазоры кран-корпус не должны превышать десяти капель за каждые 3 мин.
В распределителях, управляющих тремя потребителями, давление 40 кгс/см2 подводят поочередно к каждому из трех штуцеров 12, 13 и 14 (см. рис. 82), предназначенных для подсоединения трубопроводов к гидроцилиндрам потребителей. Утечки масла через зазоры кран-корпус в полости слива и свободные штуцера не должны превышать десяти капель за каждые 3 мин при подводе давления в любой крайний штуцер и 5 см3/мин при подводе его в средний штуцер.
Величину утечек замеряют при установившемся режиме истечения жидкости через зазор кран-корпус, при этом все каналы распределителей должны быть заполнены маслом, а воздух удален.
Герметичность уплотнений (резиновых колец круглого сечения, медных прокладок) и литых деталей проверяют в распределителях зерноуборочных комбайнов давлением 75 кгс/см2, в распределителях самоходного шасси давлением 150 кгс/см2 в течение 3 мин. При подводе испытательного давления в распределителе должны отсутствовать течи и потение литых деталей.