Контрактные акпп и вариаторы

Немного истории

Еще в 90-х Aisin прочно закрепляется в лидерах по производству АКПП, откуда этого фактически монополиста пока подвинуть нереально. Самые ранние автоматы мы рассматривать не будем ввиду их естественного износа и постепенного исчезновения. Начнем с семейства U140E/U241, которое изначально выпускалось в 4-ступенчатых версиях, а чуть позже появилась и 5-ступка (U150/U250).

Первыми U140E в 1998 стали агрегатироваться 2,4-литровые Лексусы RX330, а уже через год эта коробка появилась на 3-литровом RX330. И уже с 2000 для внутреннего рынка Японии этими АКПП и U240 оснащается практически весь тойотовский парк машин. Автоматы для полного привода получили приставку F, а контрактная бу АКПП Тойота для трехлитровых моторов после 2003 — это уже пятиступенчатая U250.

Что касается характеристик, то U140, да еще и в сочетании с 2,5-литровыми моторами считается неубиваемой. Для двигателей поменьше вначале устанавливались U240, а потом на ее базе появился настоящий бестселлер U241, который безотказно работает с 2000 со всеми типами автомобилей до 3 литров (Corona и Caldina, Camry и Avensis, Highlander и RAV4). Поэтому АКПП Тойота бу купить не проблема, их на рынке миллионы. Другое дело — состояние и ресурс.

После нескольких лет успешной эксплуатации, избавления от неизбежных «детских» болячек, а также под давлением времени Aisin разрабатывает и выпускает в 2001 серию U150/U250 на 5 ступеней. Но это не означает, что 4-ступка уходит в прошлое. До сих пор мега популярные модели Toyota комплектуются автоматами U240-241. Поэтому имеется реальная возможность купить контрактную АКПП Тойота по цене относительно недорогой, да еще и совсем «свежего» года выпуска.

Типичные проблемы и неисправности

Положа руку куда угодно, можно смело утверждать, что потребность в ремонте и необходимость замены АКПП — не следствие конструктивных просчетов или ненадежностью коробок Айсин. Так случилось, что эти автоматы получили миллионы популярных «миллионников», которые ездят до сих пор. И в полной мере испытывают такие прелести:

  • владельцы любят перегружать трансмиссию (особенно это актуально для 3-литровых моторов);
  • не следят за количеством и сменой масла;
  • пренебрегают обслуживанием, обращаясь на сервис только в случае, когда коробка совсем перестает работать.

Неубиваемость самой Тойоты совсем не означает, что АКПП такая же неубиваемая. Потенциально она может дотянуть и до миллиона. Плохое отношение сводит ресурс к 150-200 тысячам максимум. А какая-нибудь выскочившая игла подшипника способна разбить и барабаны, и планетарки, и ступицы всего за несколько дней.

Понятно, что АКПП Айсин ремонтопригодны, а запчастей на них полно. Понятно, что многие считают: куплю коробку автомат бу на Тойоту в случае чего — и не нужно возиться с ремонтом. И во многом правы, это иногда дешевле. Но еще дешевле продлить жизнь собственной АКПП, просто вовремя доливая в нее масло, например. Давайте посмотрим, что происходит, когда масла в АКПП недостаточно, оно старое или жженое (отдает специфическим запашком).

  • Нехватка масла вызывает к проскальзывание фрикционов и перегрев и сгорание накладок (отсюда и запах). Вначале накладка сопротивляется трению, эффективно охлаждаясь маслом, но затем «сдается», если долго работает при температурах свыше 130°С, а масла недостаточно.
  • Частички сгоревшей целлюлозы накладок и клеевого слоя меняют структуру масла, забивают каналы гидроблока, усугубляют масляный голод. Трущиеся элементы АКПП начинают банально стираться.

На этом этапе коробка еще как-то работает, но характерный запах — это звоночек, сигнализирующий о необходимости сервиса. Если ничего не сделать, то гидроблок стремительно придет в негодность, как под воздействием пескоструйки. Все уязвимые алюминиевые элементы вышлифовываются и стираются (это касается не только гидроблока, но и осей, подшипников, ступиц, планетарных рядов).

Все «железо» летит напрочь. В результате простая замена масла только ухудшит ситуацию: более жидкое масло будет уходить через образовавшиеся щели, фрикционы перестанут работать вообще. И какой-нибудь гаражный Самоделкин важно подытожит, что он сразу рекомендовал коробку автомат на Тойоту купить в сборе бу и не морочить себе ничего ремонтом.

И в общем-то, будет прав, однако покупка бэушной трансмиссии имеет один важный нюанс. Необходимо внимательно отнестись к поставщику, так как приобретение у ненадежного продавца может обернуться плачевно.