Коэфициент передачи вариатора

Некоторое время мы писали, что выбрать покупателю — «автомат» или «робот». А не так давно получили сообщение от пользователя, который спрашивает нас, что такое CVT? Это «робот» или «автомат»?

Ни то, ни другое. CVT, сокращение от Continuously Variable Transmission (бесступенчатая коробка передач) — это такой вид трансмиссии, которая способна плавно изменять коэффициент передачи, то есть отношение скоростей вращения и вращающих моментов двигателя и движителя во всем рабочем диапазонам скоростей. Такую трансмиссию в нашей стране принято называть вариатором.

Если вы считаете, что вариатор — это новый вид трансмиссии, то ошибаетесь, поскольку вариаторы давно используются на различных транспортных средствах. К примеру, сюда можно те же снегоходы. А вот на автомобили вариаторы и правда начали устанавливать относительно недавно, к тому же это один из самых редко встречающихся видов трансмиссии. Связано это с тем, что детали устройства испытывают большую нагрузку на мощных автомобилях — поэтому встретить вариатор, скажем, на 500-сильном спортивном авто нереально. В то же время вариаторы давно устанавливаются даже на внедорожники и их ресурс ничуть не меньше, нежели у традиционных автоматических коробок передач.

Принцип работы CVT

В основе практически всех современных автомобильных вариаторов лежит клиноременная передача. Два шкива между собой соединяются клиноременной передачей, которая в свою очередь изготовлена из особо прочных металлических сегментов, в основе которых находится специальный жгут. Ведущий и/или ведомый шкивы оборудованы раздвижными боковинами, размер между которых определяется нагрузочными муфтами или центробежным регулятором. Если частота вращения двигателя повышается, а боковины вала сдвигаются, то посадочный диаметр шкива увеличивается, при этом коэффициент передачи уменьшается.

Благодаря такому виду механизма вариатор обладает тем, чем не могут похвастать другие виды трансмиссий: это плавность хода без каких-либо тычков, ведь переключения передач во время движения не происходит. Грубо говоря, у коробки есть только одна передача. Впрочем, некоторые механизмы способны имитировать передачи, если они в том числе оборудованы возможностью ручного переключения сымитированных передач. В этом случае электроника регулирует работу коробки передач, позволяя, к примеру, дольше не переключаться на высшую передачу, удерживая повышенные обороты двигателя.

Достоинства и недостатки CVT (вариатора)

Теперь давайте поговорим о том, какие плюсы и минусы есть у этого вида трансмиссии, ведь наверняка вас интересует это в первую очередь.

Чем хорош вариатор?

  • В первую очередь это отсутствие рывков при переключениях. Все знают, что даже в идеально настроенных «автоматах» рывки могут присутствовать, например, при переключении сразу на несколько передач вниз.
  • Разгон до 100 км в час может происходить быстрее, чем на некоторых «автоматах». Правда, справедливости ради стоит заметить, что вариаторы не любят резких стартов со светофора.
  • Как и в случае с другой автоматической трансмиссией, используются две педали.
  • Пониженный расход топлива, чем в случае с автоматической трансмиссией. Но такое происходит не всегда, к тому же лидером по сохранению топлива являются «робот».
  • Достаточно простая конструкция, благодаря чему ремонт и обслуживание может быть дешевле, чем в случае с традиционным «автоматом» (но не всегда!).
  • Кроме того, иногда утверждается, что у автомобиля с вариатором выхлоп вредных веществ меньше. Сомнительно, но оспаривать не будем.

Чем плох вариатор?

  • Не рекомендуется резко стартовать. То же самое касается и езды на повышенных оборотах.
  • Вариаторы не используются на автомобилях с высокой мощностью. Чаще всего их можно встретить на автомобилях с мощностью двигателя до 150 л.с.
  • В некоторых случаях ремонт коробки может достаточно сильно потрепать семейный бюджет.
  • Требуется периодическое обслуживание, в том числе смена масла. Автоматические трансмиссии зачастую не требуют смены масла на протяжении всего времени эксплуатации.

Что в итоге?

Если перед вами стоит выбор между традиционным «автоматом» и вариатором, то для окончательного выбора рекомендуем вам поездить на обеих машинах с разным типом трансмиссии. Возможно, вариатор вам понравится куда больше «автомата», а, быть может, вы и вовсе не заметите разницы.

Что касается надежности вариаторов, то обычно они «ходят» ничуть не меньше «автоматов», так что выбор остается за вами.