Грузики вариатора на квадроцикл

Как известно, 500-кубовый двигатель мотовездехода CFMOTO CF500 не отличается повышенной мощностью, что затрудняет использование квадрика в тяжёлых условиях, таких как болото или глубокий мокрый снег. Понятно, что мощность самого двигателя поднять без переделок нереально, однако можно «приподнять» мощность на участке трансмиссии. И делается это с помощью небольшого тюнинга — замены грузиков вариатора. Сначала немножко теории. Как устроен вариатор?

Он состоит из двух шкивов, ведущего (на картинке — правый шкив) и ведомого (левый шкив), механически соединённых между собой клиновидным ремнём(смотри рис. ниже) Каждый из шкивов состоит из двух «половинок» — щёк, одна из которых является подвижной вдоль оси вала, а вторая — фиксированной. Внутри подвижной щеки ведущего шкива находятся грузики — ролики — которые при увеличении скорости вращения вала начинают удаляться от оси вращения под воздействием центробежной силы. Поскольку внутренняя поверхность щеки — коническая, то получается, что ролики начинают двигать щеку вдоль оси вращения, сближая обе щеки. Что при этом происходит — клиновидный ремень поднимается наверх, а скорость его вращения увеличивается. На ведомом же шкиве имеется мощная пружина, которая, в свою очередь, стремится сжать щёки ведомого шкива. Таким образом, получается, что ремень всегда натянут, а его положение на шкивах зависит от того, чьё усилие в данный момент больше: либо разбегающихся грузиков-роликов, либо сжимающей пружины. Очевидно, что манипулируя массой грузиков, мы можем варьировать перемещение ремня относительно скорости вращения ведущего вала. Понятно, что более тяжёлые грузики начнут движение и выйдут на максимальную высоту раньше, чем более лёгкие. А более лёгким грузикам потребуется более высокая скорость вращения. Далее. Известно, что максимальную мощность двигатель реализует на повышенных оборотах, в частности, у двигателя CF500-A максимальная мощность на 5000 оборотов. То есть, чем быстрее вращается коленвал двигателя, тем бо́льшую мощность мы снимаем с мотора. Соответственно, если установить в вариатор облегчённые грузики, то для того чтобы привести их в работу (суть которой — раздвигание щёк), потребуется более высокая скорость вращения коленвала, чем со штатными грузиками. В итоге вырастает конечная мощность на колёсах при той же скорости вращения самих колёс, ведь мотор при этом работает на более высоких оборотах. Как проявляет себя большая мощность на практике? Предположим, вы стоите в болоте с погруженными в топь колёсами. При недостатке мощности нажатие на курок газа не приведёт к вращению колёс, так как у двигателя на это просто не хватает сил. При достаточной же мощности колёса будут вращаться. И конечно же, застрять будет сложнее, потому что колёса будут дольше продолжать вращение. Однако очевидно, что у более лёгких грузиков есть и минус: скорее всего, их массы не хватит, чтобы подняться внутри щеки шкива до конца (ведь противодействующая пружина рассчитана на больший вес), а это значит, что максимально достижимая скорость квадроцикла упадёт. Впрочем, большой беды в этом нет, так как утилитарный квадроцикл не предназначен для быстрой езды, у него приоритет в мощности. Поэтому тюнинг в виде установки облегчённых грузиков оптимален, если ваш квадроцикл эксплуатируется в труднопроходимых условиях, а не на гонках. Установив лёгкие грузики, мы добавим мощности на «низах», хоть и потеряем незначительно в максимальной скорости. Если вашему квадроциклу не хватает мощности для труднопроходимых условий, то установка облегчённых грузиков 23-21 гр. — это то, что надо!

Вариатор

Грузики 1