Гидромеханическая вариаторная кпп

АКПП типтроник(Tiptronic). Что такое типтроник.

  • Печать
  • E-mail
АКПП с режимом типтроник.
Слово «типтроник» в последнее время стало одним из популярных в обиходе водителей. Существуют также другие вариации — «коробка типтроник», «АКПП типтроник». Но данные слова, широко вошедшие в словарный оборот, не совсем точно отображают принцип работы устройства и его происхождение.

Принцип работы АКПП Tiptronic.

Слово Tiptronic впервые было употреблено и запатентовано разработчиками элитной немецкой фирмы Porsche, обозначая АКПП гидромеханического типа, которой можно управлять в ручном режиме. Благодаря подобному внедрению водители получили возможность использовать преимущества механической КПП, но работать с упрощенным ее вариантом, не требующим особых знаний и навыков. При этом сохранялась возможность в любое время перейти на автоматику.

Существуют и другие варианты автоматических коробок — вариаторные, роботизированные, которые значительно отличаются от Tiptronic. Автопроизводители пытались дать им другие названия — эспатик, тач-троник, стептроник — но водители предпочитают всю данную группу называть указанным выше словом, превратив его в нарицательное. Таким образом, типтроник сейчас — любая система, предполагающая имитацию переключения передач в ручном режиме при использовании АКПП.

Как работает данный режим.

Как бы не казалось водителю, что переключением рычага он приводит в действие механическую систему (как в классическом варианте), принцип работы типтроника заключается в переключении передач электронно, через специальную программу в блоке управления. Водитель, совершая манипуляцию, подает команду компьютеру автомобиля. Последний принимает ее и начинает выполнять целый комплекс действий, чтобы переключить передачу на соответствующую.

Особенность данной системы — в ее относительной безопасности. Так, компьютер, получивший команду на смену передачи в условиях, которые не позволяют это сделать безопасно, не выполнит ее.

Правила пользования типтроником.

Автомобиль, в котором реализуется режим Tiptronic (классического, роботизированного или вариаторного типа) имеет столько же педаль, как и при классической АКПП — «газ» и тормоз. На самом рычаге имеются те же варианты — «D», «N», «R», «P». Режим «D» предполагает переключение передачи в автоматическом режиме, но водитель имеет возможность управлять АКПП и самостоятельно. Для того, чтобы ездить в режиме типтроник, необходимо установить рычаг в режим «D» и переключать вручную передачи во время движения. Для этого нужно РВД перемещать по специальным пазам со знаками «+» и «-» соответственно. В некоторых автомобилях такое управление на рычаге отсутствует. Режим Tiptronic вынесен на руль в виде «лепестка». В этом случае управление несколько схоже с таковым на гоночных автомобилях. При переключении передачи бортовой компьютер будет отображать текущее состояние на дисплее управления.

Бортовой компьютер контролирует все шаги водителя, особенно, при использовании данного режима. Программа оценивает состояние автомобиля, скорость и не позволяет сделать ошибку и создать опасную ситуацию — сломать двигатель или коробку неправильным обращением с КПП. Работа компьютера заметна даже при остановке машины — на первой передаче при отсутствии движения двигатель не глохнет.

Второе преимущество режима — оценка частоты его использования. Программа предусматривает возможность автоматического переключения стандартного режима и Tiptronic. То есть, если водитель забыл поменять режим и не использует уже рычаг для переключения передач, компьютер переведет АКПП на автоматику. Тут же снизятся передаточные числа при торможении, а движение автомобиля «с нуля» будет начинаться на первой передаче. Это позволит водителю спокойно управлять автомобилем, не переживая о том, в каком режиме находится сейчас коробка.

В более современных автомобилях предусмотрены несколько вариантов использования типтроника. К примеру, летний, зимний и спортивный. Так, зимний будет работать так, чтобы избежать заносов и пробуксовки на льду и снегу. Спортивный режим предусмотрен для постоянного поддержания высоких оборотов, особенно, на этапе ускорения и обгона.

Преимущества АКПП с режимом Tiptronic. К основным преимуществам использования режима типтроник относят следующие:

  • возможность в критической ситуации самостоятельно руководить автомобилем, а не доверяться правильно выбранному режиму АКПП;
  • удобно использовать во время обгона — режим не позволяет автомату снижать обороты, переключаясь на следующую передачу;
  • в режиме типтроника зимой можно трогаться сразу со второй передачи, что снижает риск пробуксовки колес;
  • если требуется использовать экстренное торможение двигателя, на типтронике это реально;
  • в отличие от классических АКПП, более восприимчив к езде по бездорожью;
  • в отличие от механики, имеет защиту от непродуманного переключения передачи;
  • существенная экономия топлива по сравнению с классической АКПП;

Недостатки режима. Минусов у АКПП Tiptronik мало и они малосущественны. Так, приобретая коробку с таким режимом, следует помнить, что она остается автоматической и не приобретает всех возможностей механической КПП. Но за счет дополнительных рычагов воздействия такой агрегат будет несколько тяжелее. В остальном же автомобили с данным режимом ничем не проигрывают таковым с классической автоматикой. Это видно и по базовым комплектациям — большинство новых авто выпускаются именно с функцией типтроник.

Выбирать между АКПП и АКПП Tiptronic, конечно же, стоит. Нужно учитывать стиль езды, собственный опыт, другие характеристики (необходимость ездить по бездорожью, желание экономить на топливе). Так, водителю, который привык ездить умеренно, не совершая резких маневров и движений, не следует дополнительно вкладывать деньги в типтроник. Этот режим себя не оправдает.

Тем же, кто всю жизнь привык использовать механическую коробку, однозначным выбором является типтроник (если выбирать между вариантами автоматики). Ручной режим, возможности для личного управления оборотами автомобиля при ускорении и торможении — те преимущества, которые будут им по душе. А возможность расслабиться и максимально просто управлять автомобилем, не следя за переключением и оборотами — тот плюс, который не даст механика.