Что означает слово вариатор в машине
Что такое вариатор и «с чем его едят»: плюсы и минусы вариаторной КПП

Вариативная КПП делится на несколько типов:
- Цепные.
- Клиноременные.
- Тороноидальные.
Тороноидальные не так популярны, как клиноременные, в основном потому, что устанавливаются на заднеприводные и полноприводные автомобили, у которых двигатель находится продольно.
О коробке вариатор и сколько она служит, узнаем из видеоролика Вести РФ.
В настоящее время клиноременный вариант – самый популярный тип вариаторной коробки передач. Суть качественного ремня в том, что в разрезе он приобретает вид трапеции и вклинивается в шкив боковыми поверхностями. Чтобы понять устройство на основе работы этого ремня, представим перед собой две похожие трубки, которые находятся рядом в вертикальном положении. Если скрутить их друг с другом резинкой и начать крутить одну трубку, вторая повторит движения первой, причем подстраиваясь под ту же скорость, которой следует первая трубка.
Что такое коробка передач CVT и в чем заключается ее надежность, узнаем из видео Artur Bogomolov.
Если одну из двух деталей заменить трубкой большего размера, тогда их скорость будет заметно различаться: трубка с большим диаметром будет вращаться медленнее, что в целом нарушит ритм их слаженной работы. В этом и заключается принцип действия коробки передач: цилиндры постоянно изменяют свой размер и за счет этого происходит работа.
Галерея «Типы вариаторных КПП»
На картинках можно увидеть виды коробок переключения передач.
В составе КПП находятся конусообразные шкивы, которые «смотрят» друг на друга острыми концами и упираются в клиновидный ремень. Конусы сходятся и расходятся, изменяя размер поверхности шкивов. Когда они отстраняются друг от друга, ремень приобретает горизонтальное положение, становясь ребрами, и проваливается в середину шкива, охватывая меньший радиус его размера.
Если концы встречаются, ремень натягивается и охватывает больший радиус шкива. Работу шкивов тщательно контролирует гидравлическая система. Она наблюдает за тем, чтобы концы конусов равномерно сходились и расставались. Как в случае с примером, где фигурировали трубки, один из конусов является ведущим, а второй ведомым. Один шкив находится на основном валу, который идет от мотора. Второй шкив идет на валу от колес автомобиля.
Благодаря работе шкивов и их удобному расположению, получается бесступенчатая трансмиссия. Передаточное отношение имеет обширные «горизонты». Сдавая на машине назад, вариатор активирует узел, который задает кружение выходного вала в обратном направлении. Достоинства и недостатки вариатора CVT в машине узнаем ниже.

Основные преимущества и недостатки
Начнем с плюсов и выясним, чем лучше вариатор:
- Никаких рывков и скачков в его конструкции не предназначено. В то же время он разгоняется быстрее, ведь КПП вариатор бесступенчатый, и им легче управлять.
- Автомобиль, оснащенный вариатором, не заглохнет на светофоре в пробке и не станет барахлить на подъеме, ведь он плавно трогается с места.
- Его особенности – 2 педали и простота управления.
- Не шумит и не издает рычащих звуков.
- Экономнее относится к топливу и это связано равномерным разгоном и ходом.
- Для водителей, которые заботятся об окружающей среде, вариатор отличное решение, потому что это экологическая трансмиссия. Она не выпускает в воздух столько ядовитых испарений, сколько механика и автомат.
Чем плох вариатор на авто?
- Большие обороты на ХО для вариаторной коробки позволительны только на короткий срок. Долго так ехать невозможно.
- Езда на вариаторе подразумевает покупку специальной жидкости для качественной работы клиновидного ремня. Значит, на жидкость такого типа придется раскошелиться, да еще и отыскать ее проблема.
- Если не соблюдать условия, в которых вариатор хорошо себя чувствует, это приблизит время его смерти. А как следствие – дорогостоящий и длительный ремонт.
К поломкам может привести пагубное влияние автолюбителя. Если не проходить плановый техосмотр, это гарантирует проблемы, которые потом выльются в денежные растраты.
Автомобильный вариатор и его плюсы и минусы освещены в ролике от канала АВТОСАЛОН.
Разрыв и другие повреждения ремня – все еще № 1 в списке поломок вариатора.
Чтобы избежать неприятностей, нужно всегда помнить:
- Резкое вдавливание педали тормоза в пол почти всегда гарантирует появление трещинок на ремне.
- Если постоянно инициировать внезапные торможения в итоге ремень протрется и лопнет.
- Если в клеммах будут нарушены контакты, это приведет к ошибкам в работе узловой системы, и как следствие – повлияют на вариатор.
- Когда автомобиль находится в нейтральном положении, и вдруг совершает ритмичные покачивания, возможно проблема в электропроводке. Даже микроскопический разрыв жгута приведет к проблемам в вариаторе.
- Симптом вышедшей из строя вариаторной коробки передач – аромат гари в салоне.
Минусы вариатора Митсубиси осветит автор видео Александр Степанов.
Чем вариатор отличается от других видов трансмиссий?
Самая популярная КПП – механика. Она состоит из трех валов (ведущий, промежуточный и зависимый), если машина заднеприводная, а двигатель находится в продольном положении. В случае с передним приводом у коробки насчитывается два вала: входящий и выходящий.
В классике переключение контролируется гидроблоком, а в современных вариантах – электроникой.
КПП автомат имеет несколько возможностей передвижения:
- экономная езда;
- обычная езда;
- спортивная езда.
Классика зарекомендовала себя надежностью. Такая коробка передач выжимает без проблем до 400 тысяч км пробега. Условие – правильная эксплуатация. Как и с другими вариантами КПП, в радиатор нужно заливать качественную ОЖ. Среди автоматических коробок передач есть вариант с ручным переключением, которое так любят многие автолюбители.
КПП «Робот» — своеобразный гибрид. Это механика, где передачи переключаются электроникой. Здесь есть две педали и сцепление, но нет гидротрансформатора. Эта коробка передач характеризуется рывками при переключении скоростей. Это особенно заметно на фоне вариатора, у которого нет ни рывков, ни толчков.
В последнее время на рынке появилась новинка — автомобиль, где есть два сцепления в КПП. Одно из них несет ответственность за четные передачи, другое – нечетные. Это нововведение исключило временные «провисания» робота, когда переключение передач длилось до 3 секунд.
Видео «Автомат или Вариатор»
Надежен ли в автомобиле вариатор? Или лучше коробка автомат? О плюсах и минусах трансмиссий расскажет Avto-Blogger.ru.
AvtoZam.com

Что такое коробка CVT?
CVT – это вид трансмиссии, которая переключает передачи плавно, без участия водителя. Ее еще называют следующим поколением коробки автомат. Она меняет передаточное число незаметно и беспрерывно. В последнее время автопроизводители все больше работают над совершенством и разработкой новых вариантов вариатора.

- ремень, который может быть резиновый, металлический или полевидный (специально сделан и разработан, в основе которого лежит твердый метал, прочная резиновая обмотка и пропитан специальным веществом, которое имеет свойство охлаждать ремень);
- ведомый шкив. Вращается за счет ведущего шкива и передает вращение на карданную передачу;
- ведущий шкив. Он связан в коленвалом и вращает ведомый шкив.
- гидромеханическая. Составляющей этой КПП является гидромуфта и механическая часть коробки;
- электрическая. Состоит из электромоторов, которые установлены на каждое колесо;
- вариативная. Состоит из механической КПП, по принципу передачи передаточного числа с помощью регулируемых валов и ремня.

В плане ощущений при переключении автомата слышится щелчок или толчок при смене передачи, на вариаторе же это отсутствует, поскольку переключения скоростей нет. Также отсутствует звук набирания оборотов ДВС, как и при езде на коробке автомат.
Плюсы и минусы CVT
- высокая динамика движения;
- экономия горючего;
- плавный разгон;
- отсутствие толчков при переключении передачи;
- отсутствие шума коробки и ДВС;
- не требует переключать передачи;
- надежность и простота конструкции;
- легкий ремонт и обслуживание;
- небольшой вес;
- стоимость ниже обычной АКПП;
- увеличенный срок эксплуатации.
- низкий темп набора скорости;
- нужно лить только масла, которые охлаждают, поскольку высокая сила трения;
- требуется бережное отношение к ремню или цепи;
- обслуживание вариатора дороже, нежели других КПП;
- каждые 130-140 тыс. км нужно менять ремень;
- малое количество времени бесперебойной работы.
Предложения производителей в вариативных коробках
Компания Toyota разработала новый вид цепи, который состоит из легкого и прочного метала, а сверху покрыт резиной высокого качества. Весь этот элемент покрывают специальным полимером, который служит для снижения нагревания. Этот ремень для коробок CVT сейчас только на стадии тестирования, но производитель обещает в случаи успешных испытаний запустить его в массовое производство, что значительно повлияет на время проведения ТО и износ деталей.
Вывод
myfords.ru
Просто иметь автомобиль недостаточно, важно еще и разбираться, что в нем и как работает. Естественно, никто не требует от обычного водителя досконального знания принципов действия двигателя внутреннего сгорания, но хотя бы простые вещи понимать нужно, чтобы при необходимости самостоятельно починить машину. К сожалению, поломки бывают. И сейчас речь пойдет об одном важном элементе. Коробка передач CVT - что это такое? Именно на данную тему мы и поговорим далее.
Именно с этих основ и стоит начать. В первую очередь вам надо понять, что представляет собой это устройство в целом. А уж потом думать на тему о том, как устроена коробка передач CVT, что это такое и т. д.
Итак, трансмиссия – обязательный элемент автомобиля. Дело в том, что без неё вся работа сложного механизма внутреннего сгорания пойдет насмарку. Функционирование трансмиссии заключается в том, чтобы передавать крутящий момент с двигателя на колёса. Собственно, это и приводит автомобиль в движение. Так что, как видите, важность её довольно сложно переоценить.
Кроме того, вам также необходимо знать, что в автомобилях обычно используется электромеханическая, а иногда и просто механическая трансмиссия. По крайней мере, такова ситуация на сегодняшний день.
Что вам нужно понять, так это то, что подобная система характерна только для машин с ДВС. В других случаях, например, для электромобилей, никаких рычагов не будет. Просто потому, что нет такой необходимости.
Работа коробки передач как таковой заключается в следующем: двигатель, который используется в автомобилях, имеет очень широкий диапазон крутящего момента. Колеса же, в свою очередь, не могут вращаться с той же скоростью. Использование трансмиссии позволяет нивелировать разницу в оборотах. КП же помогает водителю контролировать скорость вращения, разгоняясь и замедляясь в нужный момент.
Механическая коробка передач
В общем, практически на всех автомобилях, которые можно увидеть в городе, если и установлена механическая, а не автоматическая коробка передач CVT, то только трехходовая. Это означает, что режимов работы будет пять или шесть. То есть четыре, а возможно, и пять скоростей для езды вперед, а также задняя скорость, чтобы изменить направление движения. Именно таким образом и создается 5-ступенчатая коробка передач.

Технически любая коробка передач, которая способна работать самостоятельно, без участия водителя, то есть достигая нужной скорости, просто меняя комбинации валов, считается автоматической. Но на деле же так обычно называют только планетарные гидромеханические системы. Они наиболее распространены, и речь практически всегда идет о них. Потому рассматривать другие варианты не нужно.
Тем не менее водитель не полностью исключен из процесса – это необходимо для обеспечения безопасности. Так, человек за рулем может выбрать режим работы своего автомобиля. Собственно, именно от этого аспекта зависит, как быстро переключаются передачи и каков предел повышения скорости.
Вариатор
CVT, или Continuously Variable Transmission, – именно так расшифровывается данная аббревиатура. Особенность такой коробки передач в том, что она способна плавно изменять диапазон оборотов. Таким образом можно избежать резких рывков, которые характерны для механической, и даже мягких постукиваний – для АКПП.
Сегодня их используют исключительно для легковых машин. Дело в том, что технически они довольно сложны, потому производить их достаточно большими и мощными для тех же тракторов или танков – занятие трудновыполнимое. К тому же основная их цель – облегчить существование простым людям, а они, как известно, ездят в основном на седанах и хетчбэках.
Коробка передач CVT – что это такое? Чтобы понять, нужно сперва разобраться в её устройстве. В целом это достаточно сложный механизм, о чем было упомянуто раньше. Но общую структуру объяснить можно.
Устройства, которые используются, могут быть разными. Речь сейчас идет о первом в списке, то есть о передаче крутящего момента. Например, самым распространенным является гидротрансформатор. Далее, существует еще центробежное и электромагнитное сцепление, а вдобавок – многодисковое "мокрое".
Такая тавтология вполне уместна. Дело в том, что для создания самого механизма CVT могут использоваться немного отличающиеся друг от друга детали, которые и влияют на работу.
Ремни из резины давно канули в Лету, в основном из-за своей недолговечности. С рабочим ресурсом всего в пятьдесят тысяч километров и довольно плохой гибкостью, ничего удивительного в этом нет. Их заменили металлизированными ремнями из нескольких полосок стали. Все проблемы прошлых вариантов были решены.
CVT (коробка передач). Минусы

Также можно привести и практический пример одного из известных автомобильных производителей. Например, коробка передач CVT Nissan. Одна из моделей, "Альтима" 2013 года выпуска, оснащена как раз такой системой. Так вот, водители жалуются на довольно ощутимый недостаток чувствительности. Правда, не все это замечают, что стоит отдельно отметить. Также глава компании уточнил, что подобные устройства являются хорошей альтернативой автоматике, да еще и вдобавок с низким потреблением топлива и минимизированным уровнем выбросов.
Приобретение
Только сама покупка может вылиться в сумму более 200 тысяч рублей. Частенько даже намного больше. И это без учета установки, прохождения техосмотра и т. д.
Тем не менее найти подобные детали вполне можно. Для этого есть два основных пути. Первый – это обратиться в сервисный центр или филиал производителя в вашем городе (там могут посоветовать место для покупки деталей для их автомобиля), супермаркет запчастей или же попробовать все делать самостоятельно. То есть покупать с рук. Правда, в последнем случае никто не может гарантировать вам безопасность ваших вложений.
Ремонт АКПП
Самая уязвимая часть конструкции – ремень. Собственно, чаще всего ремонт АКПП заключается именно в его замене. Проблема тут в том, что популярная сегодня стальная цепь вполне в состоянии повредить даже конусы-держатели, несмотря на их прочность. А вот это уже может привести к очень серьезным последствиям.
Также нужно следить за датчиком скорости. Предустановленный не особенно надежный, часто может сбоить. Например, при разрыве ремня он попросту замирает, хотя и переводит трансмиссию в аварийный режим. Последний, впрочем, далеко не всесилен, и все равно может не уберечь от последствий. Кстати, замена масла в таких коробках производится только на специализированных СТО. А квалифицированных механиков, знающих толк в обслуживании бесступенчатого вариатора, в России очень мало. Поэтому даже такая простая процедура, как замена масла, становится весьма проблемной для автовладельца.
Собственно, вот и все, что вам нужно знать о вариаторе. Так что теперь не придется задаваться таким непростым вопросом: «Коробка передач CVT – что это такое?» Отметим, что это устройство капризное. Именно таким словом можно его охарактеризовать. Неустойчивость на неровных дорогах, особенно на неасфальтированных, некоторые проблемы с гарантией и общей надежностью - все это не внушает особого доверия. Поэтому вряд ли оно справится с конкуренцией на российском рынке.
Итак, мы выяснили устройство такой трансмиссии, как бесступенчатый вариатор.
Устройство и принцип работы вариаторной КПП

Если говорить научным языком, то этот агрегат обеспечивает плавное изменение передаточного числа в конкретном диапазоне. CVT — это общепринятая аббревиатура вариаторной коробки. На самом деле вариаторов в природе множество, но в транспортных средствах используются только два вида: тороидный и клиноременный CVT.
Последний является самым распространенным. Впервые он был установлен на машину в далеком 1959 году. Спустя 25 лет им стали оборудоваться итальянские и американские авто, в частности — «Fiat» и «Ford», но уже сегодня он используется десятками производителей авто. На сегодняшний день собственные названия уже получили вариаторы от немецких, японских и американских производителей.

Устройство
Что касается устройства, то CVT состоит из следующих компонентов:
- устройство, предназначенное для передачи крутящего момента и обеспечивающее разделение КПП от мотора транспортного средства (нейтральная передача КПП);
- непосредственно CVT;
- устройство, предназначенное для обеспечения движения транспортного средства задним ходом (задняя передача);
- механизм управления.
Чтобы обеспечить крутящий момент и включение нейтральной передачи (разделение КПП от мотора), в CVT могут использоваться следующие устройства:
- центральное автоматическое соединение (модель CVT — «Trancmatic»);
- электромагнитное соединение с электронным управлением (CVT «Hyper»);
- гидротрансформатор (CVT моделей «Autotronic», «Xtronic», «Ekotronic» и т. д.);
Сцепление двигателя авто с гидротрансформатором является самым популярным. В основном это из-за практичности, такие системы обеспечивают долговечность функционирования КПП.
Изначально такие CVT оснащались резиновым ремнем, но он был достаточно недолговечным: срок его эксплуатации не превышал 50 тысяч км пробега. Также его недостатком была слишком малая гибкость, что затрудняло диапазон регулирования. На сегодняшний день практически все коробки передач CVT оборудованы гибким металлическим ремнем (цепью), который состоит из 10-12 тонких полосок стали, связанных между собой. Использование таких ремней в конструкции вариатора оправдано — они имеют высокую прочность, долгий срок эксплуатации, а также минимальный уровень шума.

Принцип работы
Принцип работы агрегата рассмотрим на самом распространенном виде — клиноременном. В силу своей конструкции такая коробка передач не в состоянии обеспечить движение задним ходом. Чтобы осуществить реверс, в такой КПП используются дополнительные устройства. Для обеспечения движения «задом» в CVT используются планетарные редукторы, принцип функционирования которых подобен коробке «автомат». Само управление агрегатом осуществляется при помощи рычага селектора.
Сам принцип работы такого агрегата заключается в согласованном изменении диаметров ведущего и ведомого шкивов. Они меняются при помощи специального привода в зависимости от режимов работы мотора. Когда транспортное средство начинает свое движение, ведущий шкив КПП имеет самый маленький диаметр, а ведомый диск — самый большой. Когда авто разгоняется, то есть повышается количество оборотов мотора, диаметр первого увеличивается, а второго, соответственно, уменьшается, в результате чего уменьшается и передаточное число. Если авто продолжает разгоняться, агрегат продолжает поддерживать оптимальные обороты, благодаря чему обеспечивается максимальная мощность и лучшая динамика вашей машины.

Чтобы агрегат не подвел вас во время движения, нужно:
- следить за уровнем масла в коробке и вовремя менять его;
- во время зимних холодов коробку нельзя нагружать в начале движения, при буксировке авто и во время езды по бездорожью;
- все разъемы агрегата и проводку необходимо время от времени проверять на разрывы;
- нужно следить за работой всех датчиков — иногда сигнал о неисправности виден на панели приборов;
- в том случае, если неполадки возникли во время езды, необходимо осмотреть двигатель, свечи зажигания, систему питания мотора и электрическую часть;
Ремонт таких авто лучше доверять специалистам, если вы не имеете необходимых для этого знаний и опыта.
Отзывы владельцев
Предлагаем вам ознакомиться с отзывами автовладельцев, чьи транспортные средства оснащены CVT.

Как вы видите, отзывы о вариаторных коробках передач самые разные, все зависит исключительно от предпочтений водителя и манеры его езды. Хотя CVT не так распространены на отечественных дорогах, они приобретают все большую популярность среди автолюбителей.
Видео от Игоря Сероштана «Вариатор или бесступенчатая трансмиссия?»
В этом видео рассмотрен принцип работы коробок передач «CVT», их преимущества перед бесступенчатой трансмиссией. А также различия между этими системами и, соответственно, вопрос пользы этих КПП для водителей.
Вам пригодился этот материал? Может быть, вы являетесь владельцем автомобиля с вариаторной коробкой передач? Поделитесь своими знаниями с нашими читателями!
AvtoZam.com
Еще в конце 20 века автолюбители настороженно воспринимали автоматические коробки передач. Сейчас же полемика развернулась вокруг вариаторов. Водители выискивают плюсы и минусы, спорят на форумах какая из трансмиссий лучше, надежнее, доказывая свою точку зрения. Естественно этот спор ни к чему не приводит, ведь и АКПП, и вариатор имеют место быть.
Если вам нужен ответ на вопрос: «Какая из трансмиссий лучше?», тогда мы скажем, что обе трансмиссии хороши как автоматические, но не стоит их сравнивать с механической коробкой передач. Хотя сделать выбор между ними не просто. Так как все зависит от задач, которые вы ставите, приобретая свое транспортное средство. В этой статье мы вкратце расскажем, что такое вариатор в машине, плюсах и минусах этой трансмиссии, а также о ее видах.
Принцип работы вариатора в машине
- Тороидальные;
- Клиноременные.
- Гидростатические.
Тороидальный вариатор работает по следующему принципу: ролики и диски, проходящие между двумя валами, изменяют отношение передаточного числа, сменой положения относительно оси.
Подробнее об устройстве клиноременного вариатора можно узнать из следующего видео:
Разобравшись с вопросом, что такое вариатор в машине, плюсах и минусах CVT расскажем чуть ниже.
Как и любой механизм CVT иногда ломается, но растущий спрос на машины именно с этим типом трансмиссии говорит нам об их возрастающей популярности. По прошествии двух десятилетий вариаторы накрепко заняли свою нишу и довольно сильно изменились, несмотря на изначально слабые стороны:
Если в ранних моделях водителей напрягал монотонный звук на высоких оборотах, то в последние годы конструкторы решили эту проблему. Миф о непригодности вариатора для нагрузок также не имеет под собой почвы. На авто с бесступенчатой передачей повсеместно ставят фаркопы для прицепов и эксплуатируют их в штатном режиме. Если говорить конкретно, то славятся надежностью ниссановские вариаторы. Также в очередной раз поломал стереотипы и кроссовер Mitsubishi Outlander, предназначенный для бездорожья – в качестве трансмиссии разработчики использовали у этого внедорожника именно CVT.
Несмотря на постоянное улучшение конструкции вариатора неизменным остаются его положительные стороны:
Отдельно стоит рассмотреть вопрос работы вариатора в условиях минусовых температур. Трансмиссионная жидкость становится гуще на морозе, отчего частично теряет свои свойства, влияя на работу вариатора. Эксплуатация CVT зимой требует обязательного прогрева даже при небольшом морозе. Чем холоднее на улице, тем дольше нужно греть неподвижную машину.
Собственно, все рекомендации по этому вопросу есть в технической документации, которую мы вам настоятельно советуем изучить перед началом эксплуатации автомобиля с вариатором. Даже если вы ас вождения с 20-летним стажем или высококвалифицированный слесарь, собирающий механическую коробку передач буквально на коленке – изучайте. Время, потраченное на прочтение инструкции, сэкономит вам деньги и недели в случае возникновения ошибок в обслуживании и эксплуатации.
Теперь вы знаете, что такое вариатор в машине, плюсах и минусах этой коробки. И если вы все еще не можете решить, с какой трансмиссией приобрести свой автомобиль, мы позволим себе дать совет: «С любой!». Если вы не ярый приверженец механики, и не берете авто для спорта, не слушайте никого и выбирайте ту машину, которая подходит именно вам.
auto-pos.ru