Бесступенчатым вариатором multidrive s yaris

Странноватое модельное имя Yaris (видимо, искусственно синтезированное) присутствует в гамме Toyota Motor с конца 90-х годов. И с тех пор стало известно по всему миру.

«Хэтчбек» стал заметно крупнее: выглядит динамично и где-то даже агрессивно.

Современный хэтчбек

Современный компакт – и на взгляд с «кормы» тоже.

Как водится. III поколение заметно крупнее прежней модели — хотя и остается в размерном классе B. Главное, «растянута» колесная база компакта (ровно на 50 мм), а значит, внутри стало еще просторней. Новый Yaris заявлен как 5-местный автомобиль, и в салоне действительно устраиваются пятеро взрослых. Хотя в дальнюю поездку лучше все-таки собираться втроем-вчетвером. Сиденья жестковаты, но посадка удобная. Пространство для ног есть не только спереди, но и во 2-м ряду. И потолок (под довольно высокой линией крыши) не давит на голову.

Интерьер в III поколении оформлен заново: приборный щиток размещен теперь не по центру передней панели, а на своем законном месте — перед глазами водителя. Вроде все правильно, однако оформление интерьера не радует глаз. Невыразительно, скучно. И качество отделочных материалов сомнительное: сплошь и рядом жесткие пластики, на которых скоро появляются царапины, местами хлипкие панели. Зато эргономика грамотная: «баранка» регулируется по углу наклона и вылету, а сиденье водителя перемещается не только продольно, но и по высоте. Емкость багажного отделения при полной посадке по местам невелика — 285 л (VDA). Но если сложить спинки задних сидений (делимые в пропорции 60/40), то погрузочное пространство увеличивается до 770 л. Вполне практичный «хэтчбек».

На европейский рынок Yaris III выходит в трех исполнениях: Live, Active и Sport. Расклад с информационно-развлекательным и комфортным оснащением своеобразный: в «штате» скромной комплектации Live предусмотрены радио-стерео (CD/MP3) на 6 динамиков, передние электростеклоподъемники и электроприводы боковых зеркал. Вот, пожалуй, и все — даже кондиционер полагается только за немалую доплату. В не самом дешевом исполнении Active появляются гарнитура Bluetooth, обшитая кожей многофункциональная «баранка», кондиционер, телекамера заднего обзора и все такое. А за доплату полагаются продвинутый сенсорный интерфейс Toyota Touch (со спутниковой навигацией), 2-зональный «климат-контроль» и т.д. Хотя такой опции, как кожаная обивка сидений, нет как нет — ни за какие деньги.

У тойотовского компакта современная техника безопасности: в салоне 9 «подушек» (в том числе коленная для водителя) «шторок» на окна, 3-точечные пояса с преднатяжителями, «активные» подголовники (Advanced Whiplash Injury-Lessening) и другие средства защиты. Между прочим, 6 лет назад Yaris прежнего поколения заработал все 5 «звезд» в испытаниях новой модели «на удар» — по методике EuroNCAP. И новая модель скорей всего выступит не слабее. Безопасность для всех.

Заметный прогресс

Toyota Yaris 2012 (европейская версия)

Как и следовало ожидать, тест-автомобиль с 3-цилиндровым литровым моторчиком и ручной 5-ступенчатой КПП не отличился в динамике. Откровенно слабый двигатель — даже для компактного «хэтчбека». Разгон вялый — и на магистрали Yaris с 69-сильным 12-клапанником с трудом держится в скоростном транспортном потоке. Правда, экономичность по топливу замечательная, и для иных автомобилистов такое преимущество играет решающую роль.

С 99-сильным 16-клапанником гораздо веселее: приемистость более-менее на уровне компактов класса B. Тем не менее, при обгоне на шоссе двигатель приходится перекручивать в «красную зону» — с повышенным уровнем шума от силового агрегата. Вдобавок 6-ступенчатая КПП не радует четкостью переключений, так что «роботизированная» MultiMode, пожалуй, предпочтительней. Наилучшую динамику показывает «хэтчбек» с турбодизелем: тяговитый и исключительно экономичный по топливу силовой агрегат. Правда, такой вариант гораздо дороже «Яриса» с 1,33-литровой «четверкой» на бензине — и вряд ли появится у российских дилеров.

Как обычно. американские обозреватели провели полный тест-драйв автомобиля — с объективными замерами. «Хэтчбек» в исполнении SE (спецнастройка рулевого механизма и подвески) гоняли по полигону на всесезонной резине Bridgestone Turanza размером 195/50R16 — с интересными результатами.

Toyota Yaris 2012 (европейская версия)

На торможении Yaris показал себя заведомо не хуже, чем при разгоне, и со скорости 96,5 км/ч остановился на расстоянии 36,6 м. Дистанция заметно короче, например, чем у Kia Rio III (испытатели те же самые). Траектория ровная, усилие на педали умеренное — с ощутимой обратной связью. Надежные тормоза — немаловажно для «семейного» автомобиля. И не только...

Теперь заезды по кривым. Для начала 60-метровая «круговая площадка» (skid pad), где Yaris SE держал боковое ускорение до 0,8 g. Неплохой результат — хоть и не намного, но лучше, чем у Rio III. Другое типовое упражнение — «восьмерка MT». В скоростном маневрировании.Yaris SE выглядел вполне прилично и лучший круг сделал за 28,4 сек. Заведомо не спорт-«хэтчбек», хотя опять-таки чуть быстрее, чем Rio III. В виражах возникают заметные боковые крены, однако Yaris идет по траектории предсказуемо и послушно. Рулевой механизм довольно «прозрачный», баланс управляемости близок к нейтральному — с неизбежным переходом к недостаточной поворачиваемости в граничных режимах. Правильное поведение — в самый раз для рядового водителя без особых «драйверских» амбиций.

Ход у нового «Яриса» не особенно ровный — во всяком случае помимо шоссе с усовершенствованным покрытием. Причем спецнастройка подвески только усугубляет положение дел: местами автомобиль ощутимо потряхивает. А на ухабах даже до ограничителей пробивает. Качественная изоляция салона эффективно подавляет звуки и вибрации от качения колес, однако шум набегающего на скорости потока воздуха прослушивается довольно отчетливо. Впрочем, не настолько сильный, чтобы утомлять водителя и пассажиров.

Так или иначе, в целом Yaris III воспринимается как продуманная и основательно доведенная конструкция. Добротное исполнение и качественная сборка — вполне приличный «семейный» компакт. И все же в том сегменте рынка, о котором идет речь, действует немало других игроков — нисколько не слабее.

Багажный отсек не особенно велик, но удобен.

Мнения европейских обозревателей выражены в количественных оценках и сведены воедино. Баланс такой:

Динамика — 3. Даже со сравнительно мощным с 1,33-литровым 16-клапанником на бензине приемистость у компакта бесцветная. Исполнение с турбодизелем повеселее, но и обходится гораздо дороже. Едва «удовлетворительно».

Держание дороги и управляемость — 3. В скоростном маневрировании Yaris III выглядит неярко, но ведет себя предсказуемо и послушно. Руль довольно «прозрачный», хотя обратной связи на «баранке» все-таки маловато. «Удовлетворительно».

Простенькая задняя подвеска лимитирует ходовые качества нового «Яриса».

Безопасность и защита — 5. Когда-то в испытаниях «на удар» по методике EuroNCAP «Ярис» II заработал все 5 «звезд». Техника безопасности у новой модели на современном уровне; авансом «отлично».

Внутреннее пространство — 4. В салоне нового «хэтчбека» просторно — и багажное отделение хоть и невелико, но удобно. «Хорошо».

В плюсе:

В минусе:

Общая оценка — 3 балла (из 5 возможных). Новый Yaris подойдет тем, кому нужен вместительный и «упакованный» компакт — по цене в пределах разумного. Однако в классе B немало моделей, которые отличаются лучшими ходовыми качествами — и обходятся еще дешевле.

Собирают новый Yaris в Японии на предприятии Nagakusa Plant, а также во Франции — на заводе в Valenciennes. Между прочим, модель II поколения (под названиями Yaris и Vitz) выпускали, кроме того, в Индонезии, на Тайване и в Таиланде. И надо думать, сборку «Яриса» III поколения тоже развернут по всему миру.

Чисто конкретно. Yaris III поколения — переднеприводный 3- или 5-дверный «хэтчбек». Техника осталась практически неизменной, и «линейка» силовых агрегатов по-прежнему насчитывает пару-тройку двигателей на бензине — плюс турбодизель. Так. для европейского рынка предназначен 12-клапанник 1KR-FE рабочим объемом 998 миллилитров. Со степенью сжатия 11 цельноалюминиевый моторчик развивает до 69 л.с. при 6 тыс. оборотов, наибольший крутящий момент — 93 Нм. Есть также 4-цилиндровый 1,33-литровый 1NR-FE: со степенью сжатия 12 «четверка» выдает до 99 сил при тех же 6 тыс. оборотов, максимальный крутящий момент — 128 Нм. Причем двигатель оснащен устройством «старт-стоп», сберегающим горючее даже при самых коротких остановках.

Малолитражный 12-клапанник комплектуется 5-ступенчатой ручной КПП, тогда как 99-сильный 1NR-FE и турбодизель стыкуются с 6-ступенчатой «ручкой». За доплату предлагается бесступенчатый клиноременный вариатор MultiDrive S — либо «роботизированная» КПП MultiMode (одно сцепление, переключение с разрывом потока мощности). В «американском» исполнении Yaris оснащается ручной 5-ступенчатой коробкой передач — или же 4-скоростным гидромеханическим «автоматом». Архаический агрегат. К сожалению, по-настоящему передовыми инженерными решениями новая модель похвалиться не может.

В длину Yaris III насчитывает 3885 мм, в ширину — 1695, в высоту — 1510 мм. Колесная база — 2510 мм, колея — 1460/1450 мм. Снаряженный вес 5-дверного «хэтчбека» с 3-цилиндровым 1KR-FE — от 950 кг, с турбодизелем — от 1035 кг. Тогда как «американский» тест-автомобиль потянул на 1075 кг (при «развесовке» по осям 61/39%). Надо сказать, совсем не тяжелый компакт — благодаря фирменной «культуре веса».

Лучше всего приемистость у «Яриса» с турбодизелем и ручной КПП: разгон до 100 км/ч за 10,8 сек. И расход тяжелого топлива исключительно невелик: 3,9 л на «сотню» пробега. Европейский вариант, не особенно привлекательный для российских автомобилистов.